ФОКУС ГОРОДА 11:57, 26.05.2023

"Хитровка. Знак четырех". Заметки киномана

В 1902 году Станиславский (Константин Крюков, "Спасти Пушкина", сериал "Без правил") с Немировичем-Данченко решают поставить "На дне". Но дно у них выходит какое-то фальшивое, Константин Сергеевич не верит. Поэтому он обращается к Владимиру Гиляровскому (Михаил Пореченков, сериалы "Мост", "Дело гастронома №1"), известному журналисту и писателю, который отлично знаком с самыми злачными местами Москвы и водит туда экскурсии. И вот во время экскурсии режиссер и журналист находят труп прямиком из Конан Дойля — с непонятным дротиком в шее. Кто же его мог убить? И какие в этот раз будут сокровища?

Лучшее в "Хитровке" — то, что она могла быть снята сейчас, десять или двадцать лет назад. (В Советское время она наверняка получилась бы более моралистической). Фильм настолько беззастенчиво старомодный, что это уже комплимент. Тут никого не волнует современная Россия, нет перекличек с нынешней ситуацией а-ля шутки про реновацию. Иностранцы подозрительные по сюжету, а не потому что у них какой-то заговор запада. Тут нет попытки как-то по-новому интерпретировать "Знак четырех", Хитровка со всеми ее ужасами — просто интересные декорации. Никакого монтажа в духе Гая Ричи, стимпанка или резко выбивающегося из исторического периода саундтрека.

 rg.ru

Часть персонажей – вымышленная, часть – реальная, но сплетены в единое целое они хорошо. Станиславский и труппа его театра действительно ходили на Хитровку, когда ставили "На дне", водил их туда именно Гиляровский, а там уже и до индусов и убийств дротиками недалеко.

Актеры на удивление неплохо смотрятся внутри этой фантазии на исторические темы. Никто даже особенно не переигрывает. Пореченков хорош, на Шерлока Холмса тянет. Анфиса Черных в роли роковой женщины смотрится очень колоритно. Не будущая жена Ватсона, зато выразительная. Евгений Стычкин играет Лестрейда, а не историческую личность, но в картину вписывается хорошо.

mosfilm.ru

Не веришь, по иронии, одному Станиславскому. Уж слишком он во всей этой истории не нужен. Вроде великий актер, а по сценарию ему ни разу перевоплотиться не пришлось. Но атмосферу советского сериала про Шерлока Холмса он не портит, и на том спасибо.

rg.ru

Лучше всего над фильмом поработали костюмеры, реквизиторы, художник-постановщик и массовка. Последние в кадре всегда уместны, оживляют действие, но не привлекают слишком много внимания. Интерьеры хочется разглядывать, костюмы не вызывают отторжения. Хитровку и московскую канализацию строили в павильонах Мосфильма, и они великолепно смотрятся на экране именно потому, что они настоящие, а не нарисованные на компьютере. Хитровка вышла не адом на земле, а просто паршивеньким районом. А канализация на удивление цивилизованная, не считая десятка-другого полуразложившихся трупов. Но "Хитровка" настолько очевидно не пытается быть реалистичной, что это больше веселит, чем раздражает.

Последнее относится ко всему фильму. Это просто симпатичное стилизованное жанровое кино. Не больше, и не меньше. Его можно смотреть дома или в кинотеатре, но обязательно неспешно, с удовольствием, словно вы горячий чай с блюдечка потягиваете. Это не шедевр, но под "Хитровку" точно можно отдохнуть.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2023-05-26/8630.html