- A
- +A
- +A
Пушкин, Питер и заводской ДК. Театр оперы и балета показал грантового "Медного всадника"
- 13:40, 26 ноября 2024
- Комментариев[0]
Премьеру балета "Медный всадник" в Саратовском театре оперы и балета очень ждали. Во-первых, потому что театр, осевший на неопределенное время на 2-й Дачной, не так часто балует публику новыми постановками. А, во-вторых, потому что впервые за долгое время учреждение получило грант на создание спектакля. В эту историю удачно вплелись сразу два юбилея - 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 200 лет с события, которое описывает классик в поэме "Медный всадник". Ставить спектакль позвали любимого зрителями и знакомого труппе хореографа Кирилла Симонова.
Композитор Рейнгольд Глиэр задумался о написании музыки к "Медному всаднику" еще в конце 1930-х. В 1941 году сценарий спектакля был согласован с Ленинградским (Кировским) театром оперы и балета, но началась война и планы пришлось отложить. К написанию самих музыкальных сцен Рейнгольд приступил только в 1944 году. Премьера балета в хореографии Ростислава Захарова прошла 5 лет спустя сначала в Ленинграде, а затем и на сцене Большого театра с гениальной Ольгой Лепешинской в главной партии. Спектакль получил большое признание, а музыкальная тема "Гимн Великому городу" спустя почти полвека стал официальным гимном Санкт-Петербурга.
Правда, несмотря на успех, сценическую судьбу балета "Медный всадник" нельзя назвать завидной. Какое-то время его ставили и показывали, но основой репертуара он никогда не был. К примеру, в Саратовском театре оперы и балета "Медный всадник" впервые появился в афише в 1952 году, но уже давно не демонстрировался. Впрочем, в последнее время на произведение вновь обратили внимание — в 2016 году его поставили в Мариинке, а в 2023-м в Астраханском театре оперы и балета.
Посмотреть на возрождение спектакля в Саратове приехали потомки Рейнгольда Глиэра. Внучка, правнуки, прапраправнуки — всего 11 человек. Они признались, что стараются посещать все театры, где ставят спектакли их известного предка, и очень рады, что про "Медного всадника" постановщики, наконец, вспомнили. Олег Глиэр, правнук композитора, рассказал, что как только узнал имя саратовского балетмейстера, сразу же начал собирать о нем информацию: "Я наткнулся на интервью с Кириллом Симоновым. Меня там по-хорошему зацепила одна фраза. Он говорил, что может поставить балет где угодно, да хоть в троллейбусе".
Площадка бывшего заводского ДК на 2-й Дачной, где продолжает ютиться труппа театра, это, конечно, не троллейбус, но тамошние условия все-таки сильно далеки от академической сцены. Уже 4 года постановщики премьерных опер, а тем более балетов, стараются на маленьком кусочке сцены сотворить то, что не стыдно было бы показать публике. Идеально в этом плане дважды сработала идея с созданием современных балетов от Дианы Вайловой ("Паганини" и "Лабиринты"). Для "Медного всадника" тоже решено было отказаться от классических образцов хореографии и создать авторскую вещь. Кирилл Симонов не стал скрывать, то столкнулся с множеством сложностей, но мастер на то и мастер, чтобы в итоге выйти из положения с достоинством.
В поэме Пушкина речь идет о мелком чиновнике по имени Евгений. Он влюблен в девушку Парашу, мечтает жениться на ней и обзавестись детьми. Но Петербургское наводнение 1824 года рушит все планы влюбленных — Параша погибает, а Евгений сходит с ума, пытаясь отыскать виновных в гибели любимой. В балетной версии "Медного всадника" Евгений блуждает в своих воспоминаниях, перемещаясь то на улицы Петербурга, то на бал во дворце, то в счастливую жизнь с Парашей, то в жуткие флешбэки с наводнения.
Художник Екатерина Злая, уже работавшая с Симоновым в балете "Вешние воды", рассказала, что за "благословением" на работу ездила в поселок Пушкинские горы. "Мы попытаемся погрузить зрителей в знаменитую питерскую серость. Но ту серость, которая романтическая, поэтическая, завораживающая", - рассказала она. На сцене действительно много оттенков серого — от серо-жемчужного неба, которое живет своей отдельной жизнью благодаря колышущейся подсвеченной задрапированной ткани, до непролазной мглы потоков Невы, сносящих все на своем пути. Отдельное место в визуально ряду занимают видеопроекции. Большие декорации становятся экранами, на которых появляются знаменитые литографии — Сенатская площадь, набережная Невы, ступени Бального зала, памятник Петру Первому. Все это в сочетании с нарядами авторства Ольги Колесниковой и гениальной музыкой, над которой пришлось покорпеть оркестру Медета Тургумбаева, действительно погружает публику в ту самую, ни с чем не сравнимую тягучую питерскую атмосферу.
Кириллу Симонову поклон за хореографию. Постановщик задумывал актуализировать балет, сделать его интересным современному зрителю. У него получился интересный микс классической хореографии и балетного модерна. То есть балерины и танцовщики тянут носочки, как мы привыкли, известные па на месте, но то и дело проскальзывают интересные и явно неклассические движения и поддержки. Это в купе с бешеной динамикой не дает заскучать все те 2 часа, пока идет спектакль.
Партию Евгения в первый день премьеры танцевал Петр Бочков. Раньше он находился в тени Алексея Михеева, но с тех пор, как Михеев перешел в волгоградскую "Царицынскую оперу", вышел на первые роли. Выдающуюся хореографию Бочков не показал, зато, благодаря, росту и стати был очень хорош в поддержках. Его сменщиком в этом балете будет Сергей Букатин, перспективный выпускник академии Вагановой, пришедший в театр 2 года назад. Планировалось, что Парашу с ним будет танцевать его супруга Софья Букатина (Антонова). Но она не так давно стала мамой, и хотя уже во всю репетирует, все же до полного восстановления нужно время. С Букатиным на сцену вышла Миу Сибагаки, а с Бочковым незнакомая саратовцам Феличия Русу. Она является приглашенной солисткой, и на постоянной основе выступает в московском детском музыкальном театре имени Сац. Романтичная, легкая, красивая, умелая она была очень хороша в партии Параши, и уже в декабре вновь выступит в Саратове не только в "Медном всаднике", но и в "Дон Кихоте". Яркими танцевальными акцентами стали номера очаровательных потешных на балу (Котаро Хиросэ, Екатерина Силкина) и величественной Царицы (Татьяны Князюкова).
Грантовые 5 миллионов театр потратил с умом. В современных реалиях это не такая большая сумма, чтобы можно было сотворить что-то невероятное, да и место для этого неподходящее. Поэтому то, что премьера состоялась и получилась яркой, запоминающейся и такой, которую стоит рекомендовать, это уже большая победа.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку материалов
-
27.05.2024, 13:56
Любовь с галлюцинациями. На Собиновском фестивале — мировая премьера балета "Лабиринты"
На прошлом Собиновском фестивале саратовский театр оперы и балета решил проэкспериментировать и поставил современный балет. "Паганини" тогда очень зашел зрителям, и стал чуть ли не идеальной формой для воплощения пластического искусства на более чем скромной сцене. За год ничего примечательного не произошло, и театр все так же ютится на 2-й Дачной. Поэтому когда в афише нового Собиновского появился еще один современный балет, это оказалось логичной идеей. Тем более, что постановщиком стала все та же Диана Вайлова.
-
23.03.2022, 14:28
Раз, два, три — опять на восток посмотри. В оперном — возрождение балета "Бахчисарайский фонтан"
Бывший ДК "Тантал", который стал для саратовского театра оперы и балета Новой сценой, очень не хочется называть временным домом, потому что нет ничего более временного, чем постоянное. Русские пословицы редко ошибаются, и, похоже, это тот самый случай. Историческую сцену все еще планируют сдать в срок до конца этого года. Все еще, потому что работы на объекте идут очень медленно, в сама ремонтная история уже обросла несколькими уголовными делами и судами. Но какими бы тревожными не были эти думы, опера сама себя не споет, а балет сам себя не станцует. На днях театр представил уже третью премьеру на Новой сцене - балет "Бахчисарайский фонтан".
-
03.09.2021, 09:36
Подвинуть "корону". Обновленные труппы и репертуарные планы саратовских театров в новом сезоне
Предыдущий театральный сезон в Саратове пандемии коронавируса уничтожить не удалось, но потрепала она его изрядно. Открылся год не в сентября-октябре, как это обычно бывает, а уже в январе. Зрительные залы полноценно заполнять не разрешали, а некоторые театры из-за вспышки среди сотрудников не успели сыграть ряд спектаклей. И вот новый сезон на носу, и театры уже, кажется, приспособились работать в таких условиях. Плюсом к ковидным ограничениям, у каждого из них есть свои проблемы. Но в абсолютном комфорте местные артисты и режиссеры не творили уже давно, а значит, публика в праве рассчитывать на интересные премьеры. Тем более, что информации для интригующих "затравок" уже предостаточно.
-
21.04.2021, 12:38
Арабская ночь, волшебный Восток. На Новой сцене оперного – премьера балета по сказкам Шахерезады
Пока губернатор Валерий Радаев негодует, что историческое здание театра оперы и балета медленно реконструируют, а саратовской мэрии предъявляют претензии по поводу незаконной свалки "останков" разобранной постройки, артисты, музыканты и технические работники продолжают обживать сцену бывшего ДК "Тантал" на 2-й Дачной. Первую премьеру, оперетту "Баядера", выпустили, программу очередного Собиновского фестиваля составили, вот и до балета дело дошло. Задача опять была не из легких: нужно было сотворить то, что порадовало бы зрителей и одновременно уместить весь хореографический рисунок на маленькой и изначально неприспособленной для этого площадке. Выбор пал на балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь".
- 05.12.2019, 09:11 А напоследок я станцую. Театр оперы и балета представил "Щелкунчика" и приготовился к переезду В последние пару лет саратовский театр оперы и балета не часто радовал зрителей премьерами. Оно и понятно: как творить, если неизвестна судьба самого здания театра. Специалисты признали состояние строения неудовлетворительным и посоветовали демонтировать входную группу и голубую гостиную. Начать работы планируется в следующем году. Труппу, цеха, реквизит, декорации планируют перевезти в Центр народного творчества имени Руслановой на Техстекло. Пока речь идет о двух годах в "изгнании", но окончательные сроки не озвучиваются. Поэтому балет "Щелкунчик", премьера которого прошла на днях на сцене оперного, особенно дорог театру. Не исключено, что это последняя премьера в историческом здании перед долгой реконструкцией.
-
06.12.2024, 16:16
"Злая: Сказка о ведьме Запада" с Арианой Гранде. Заметки киномана
Это мы в детстве читали "Волшебника изумрудного города", а в англоязычных странах читали "Волшебника страны Оз", смотрели одноименный фильм 1939 года, а последние 20 лет ещё ходили на бродвейский мюзикл "Злая". То есть, это не очередная бессмысленная переделка сказки, а то, после чего переделки стали мейнстримом. И со смыслом там всё не так уж плохо.
- 05.12.2024, 16:05 Слойки счет любят: билайн Big Data & AI внедрил видеоаналитику на производстве хлебобулочных изделий в RVK FOOD
- Сегодня
- Неделя
- Месяц