Сергей Владимирович, как можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в сфере управления домами сегодня?
- Определяющую роль продолжают играть МУПы и ДЕЗы, являющиеся нерентабельными и неэффективными институтами в структуре отрасли (7 ДЕЗов и 39 МУПов из 80 управляющих организаций). Доля частных предприятий в системе управления жилищным фондом и объем предоставляемых ими ЖКУ остаются низкими. В области только на 5% площадей многоквартирных домов действуют управляющие организации, предприятия частных форм собственности, что является критически низким показателем для прогнозирования конструктивного развития отрасли ЖКХ в регионе. Одной из основных причин нежелания предприятий малого и среднего бизнеса занять управляющие позиции в сфере жилищного хозяйства является административное препятствие со стороны органов МСУ, которые заинтересованы в сохранении политического и финансового влияния на рынке ЖКХ. Поэтому в настоящее время, несмотря на определенные позитивные изменения, компании, готовые к постоянному и долгосрочному сотрудничеству с ними, практически отсутствуют.
То есть, роль органов местного самоуправления в системе ЖКХ осталась по-прежнему командно-административной?
-Органы местного самоуправления продолжают считать ЖКХ сферой своего влияния и забывают, что жилищное законодательство жестко расставило все точки над "i". Есть многоквартирный дом, есть общее имущество, в отношении которого собственникам помещений необходимо принять совместное решение о надлежащем управлении и содержании этого имущества. Роль органов МСУ заключается в том, что, с одной стороны, они выступают как собственники жилых и нежилых помещений в доме, а, с другой стороны, как органы по регулированию жилищных правоотношений. И здесь следует отметить, что полномочия органов местного самоуправления должны заключаться только в оказании содействия собственникам помещений в реализации ими своих прав и обязанностей по решению вопросов управления многоквартирным домом.
Каким образом органы местного самоуправления реализуют себя, как собственники помещений в многоквартирных домах?
-В каждой администрации должно быть ответственное лицо, отвечающее за реализацию Жилищного кодекса на территории муниципального образования. В Саратове, например, доверенность комитета по управлению имуществом на право участия в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности, выдана главам администраций районов. Понятно, что это не функция главы. Ответственное должностное лицо наделено такими полномочиями, как проведение, содействие в проведении общих собраний, голосование на собраниях по повестке дня, подписание договоров управления с управляющей организацией, уведомление нанимателей о принятом на общем собрании собственников помещений решении о способе управления домом, о существенных условиях договора, и многое, многое другое. Такие специалисты имеются не во всех администрациях, поэтому говорить, что органы МСУ реализовали себя как собственники помещений, наверное, еще рано.
Что можно сказать о деятельности МСУ в качестве органа по регулированию жилищных правоотношений?
-Следует сказать, что разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Жилищного кодекса РФ, ведется не на должном уровне. В лучшем случае, принимается распоряжение о снятии с баланса и передаче на баланс жилого дома, что в принципе не должно делаться. При смене управляющей организации передачи многоквартирного дома, как имущества, не происходит. Должна осуществляться только передача технической документации на дом. И этим должны озаботиться органы МСУ, чтобы предыдущая управляющая организация, чья деятельность признана собственниками неэффективной, не удерживала документацию у себя необоснованно.
Что будет с теми домами, жильцы которых не определились с "домоуправом"?
- С 1 января следующего года по тем домам, собственники которых не определились со способом управления, органами МСУ будут объявлены открытые конкурсы, по итогам которых будет решено, какая компания будет управлять домом. В этой сфере есть несколько проблем. Во- первых, бизнес не хочет идти в те дома, где годами не делался капремонт. Поэтому здесь нужно четко понимать, что рентабельность наступает при управлении от 50 000 до 80 000 и выше кв. м. жилья. Соответственно, муниципалитеты должны сформировать такие пулы многоквартирных домов, в которые войдут порядка 100 000 кв.м., причем половина их них будет из так называемых проблемных домов, другая половина - из благополучных. Как раз по-другому произошло в Саратове - "хорошие" дома ушли в ТСЖ, "плохие" остались в муниципалитете.
Кто будет контролировать деятельность управляющих компаний?
-Их деятельность, в первую очередь, будут контролировать заказчики и потребители ЖКУ, то есть жители, орган МСУ, как один из собственников помещений в доме, и Государственная жилищная инспекция, как орган по осуществлению госконтроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности. Главное, чтобы четко были прописаны права и обязанности сторон в договоре управления многоквартирным домом.
Что же будет с ДЕЗами? В частности, с работниками дирекций?
- В настоящее время на федеральном уровне решается проблема законодательно урегулировать вопрос о невозможности деятельности государственных и муниципальных учреждений, предприятий (ДЕЗов, МУПов и ГУПов) в сфере ЖКХ. Я предполагаю, что человеческий фактор, то есть проблема трудоустройства, решится следующим образом: на место ДЕЗов и т.д. придут управляющие компании, в которых непременно будут востребованы хорошие специалисты.
А зачем жителям собирать собрание, выбирать способ управления, тратиться на организационные работы, бегать по квартирам, организациям, когда по итогам конкурса будет выбрана самая лучшая управляющая организация?
-Действительно, по итогам конкурса будет выбрана управляющая организация, которая предложит дополнительные работы и услуги в интересах собственников. Тем не менее, организаторы конкурса не могут гарантировать добросовестность и исполнительность управляющей организации во время ее деятельности. Жилищным кодексом предусмотрена такая ситуация: через год после проведения конкурса органы МСУ обязаны инициировать общее собрание собственников, на котором способ управления собственники могут изменить. Это позволяет создать правовые условия для свободной конкуренции субъектов управления многоквартирными домами, стимулирует их заинтересованность в повышении качества содержания и эксплуатации жилого дома.
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей
-
16 Фев, 16:24Интервью