НОВОСТИ 06.12.2000 14:05

Третье тысячелетие саратовец встретит в Антарктиде

Покоритель полюсов
Подполковнику запаса, мастеру спорта по лыжному туризму Игорю Смилевцу уже довелось побывать в составе экспедиции на Северном и Южном полюсах. С 1992 года он входит в состав экспедиционного центра "Арктика", созданного при Русском географическом обществе. Он три раза был в Антарктике. Самым трудным для него оказался арктический поход 1993 года.
- Я и еще четверо ребят из Москвы прилетели самолетом на полуостров Таймыр. Оттуда вертолет доставил нас на Северную Землю. А дальше в течение 67 дней мы на лыжах в автономном режиме, то есть без сброса продовольствия и снаряжения с самолета, добирались до Северного полюса. Мы шли через Северный Ледовитый океан. Температура стояла около сорока мороза. Несмотря на лютый холод, я умудрился провалиться под лед. Льдины под ногами разошлись, и я оказался в воде. Ребята помогли мне выбраться на "сушу". Хорошо, что одежда у нас на синтепоне и не промокает - отряхнул замерзшие льдинки с комбинезона и дальше в путь.

С ветерком на вездеходах

В прошлом году Игорь Демьянович и его 30 единомышленников из России впервые отправились в Антарктиду на вездеходах. Во время той экспедиции было установлено пять мировых рекордов и четыре - Гиннесса.
- Мы с ребятами совершили пробег - три тысячи километров - на восьми вездеходах с шинами низкого давления (на колесах стоят только камеры). С островов Зеленого Мыса (они расположены на юге Южной Америки) на самолете Ил-76 нас доставили на ледяной материк. Стартовали на вездеходах с западной точки Антарктиды, с базы Патриот-Хиллс, до самой южной точки земли и обратно. На все про все у нас ушло десять дней. Считается, что мы уложились в рекордно короткое время. В экспедиции участвовали путешественники и из других стран - всего нас было 150 человек. На финише было устроено настоящее шоу. Впервые в истории шестого континента 32 парашютиста прыгнули с высоты четыре с половиной километра. Туда их доставил российский самолет Ил-76. Затем эта тяжелая траспортная машина села на ледник. Летчики, конечно, настоящие асы - посадить такую махину в условиях Крайнего Севера очень сложно. Но самым потрясающим красочным зрелищем стал запуск в небо Антарктиды нескольких красных, синих и зеленых воздушных шаров с парашютистами в корзинах, которые затем совершили прыжки. Полярники установили флаги своих государств. Я водрузил флаг Саратовской губернии. Тогда же мы провели девять тысяч сеансов радиосвязи со всеми уголками Земли. Мне удалось пообщаться со своей семьей и друзьями. Та наша полярная одиссея получила благословение Патриарха Всея Руси Алексия Второго. В составе нашей команды был священник - отец Виктор (в миру Виктор Сметанников) из Новосибирска. Кстати, он раньше служил в десантных войсках.

Антарктический лед предсказывает погоду

Нынешний поход в Антарктиду тоже войдет в книгу рекордов. Наш земляк участвует в ней в качестве заместителя начальника экспедиции. Планы у полярников грандиозные. Они испытают в суровых условиях (температура антарктического лета минус 37 градусов плюс пронизывающий ветер) новую технику - вездеходы новой конструкции (в отличие от других, у них не четыре ведущих колеса, а все шесть). Одну из машин планируют сбросить с парашютом. Проведут тренировочные поисково- спасательные работы с помощью космической системы навигации, благодаря которой выйти в нужную точку можно с точностью до трех метров. Группа альпинистов взойдет на самую высокую точку Антарктиды. Ученые займутся исследованиями льда и снега. Так, например, будет проверяться гипотеза, согласно которой наблюдения за недрами шестого континента помогут более точно прогнозировать погоду.

Снаряжение

Никакого особого снаряжения Игорь Демьянович с собой не берет. На нем куртка и штаны на синтепоне сине-красной расцветки, сшитые на Балашовской текстильной фабрике. Об обуви стоит рассказать отдельно. Унты и валенки у полярников не в почете. В холодных краях они ходят в... синтепоновых носках. Поверх них - кожаный чехол. Наши путешественники берут с собой сухие продукты в вакуумных упаковках - мясо, творог, супы. Все это разогревается в автоклаве - туда кладут лед и замороженные продукты. Вместо хлеба у полярников галеты, а жидкость им заменяет простой лед, который они растапливают на примусе. Главное, отличить соленый лед от пресного (соленый - голубой, пресный - белый). Кстати, почти все снаряжение российские полярники делают собственными руками.

Имя Смилевца увековечат

Кульминацией ледового похода станет гуманитарно-политическая акция "Народная дипломатия". Общественные и политические деятели, известные спортсмены, ученые, а также все участники международной экспедиции поставят свои подписи под "Открытым письмом", обращенным ко всем людям, населяющим нашу планету. На Южном полюсе будет установлен символический знак - пирамида, ориентированная по странам света. Она имеет высоту три с половиной метра и сделана из множества металлических табличек, на которых будут написаны названия стран и имена их представителей, прибывших в Антарктиду. Затем пирамида будет передана на хранение в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Помогли Игорю Смилевцу отправиться в экспедицию: министерство сельского хозяйства Саратовской области, Саратовская кондитерская фабрика, Михайловская птицефабрика, Саратовская табачная фабрика, "Югтрансгаз", Энгельсский троллейбусный завод, ОАО "Ацетат", завод метизов, Саратовский авиационный завод, МУП "Водоканал", ГУП "Практика", ООО "Родон и К", ООО "Аккумулятор", завод запальных свечей.
Адрес страницы на сайте: http://news.sarbc.ru/main/2000/12/06/5468.html
Саратов Бизнес Консалтинг