Новости

Спортивные клубы: здоровый образ жизни или что-то большее?

  • 11:58, 25 апреля 2002

Как утверждают классики маркетинга, в этой науке есть ряд золотых правил. Первое из них - на рынке больше шансов преуспеть имеет тот, кто пришел первым. Сегодня нашим собеседником будет Анжела Кувшинникова, мастер спорта по художественной гимнастике и аэробике, презентер российских и международных конвенций, фитнес директор сети спортивных клубов Orange Fitness. Эта сеть, объединяющая высококлассные спортивные клубы по всей России, первой выходит на рынок Саратова, надеясь занять и сохранить лидирующую позицию на этом рынке фитнес услуг нашего города.

Анжела, давайте вместе вспомним те времена, когда спортивных клубов, подобных Вашему не было и в помине. Почему? Ведь в Советском Союзе всегда придавалось большое значение физической культуре и спорту?

Анжела Кувшинникова. Конечно, раньше, как принято говорить, до перестройки, казалось, что возможностей для занятий спортом было значительно больше. И это было верно, но только для детей или для настоящих энтузиастов. Кто из нас не ходил в Детско-юношеские спортивные школы, не занимался в секции при школе или, по крайней мере, не участвовал в районных соревнованиях по бегу. Но стоило повзрослеть, отучиться, начать работать и что? Если на предприятии не было своего спортивного зала, как на заводах, то пойти играть в любимый баскетбол, футбол или хоккей было абсолютно некуда. Ведь нужно быть настоящим энтузиастом, чтобы записаться в клуб любителей бега или создать дворовую команду по баскетболу. Считалось, что здоровый образ жизни и физическая культура воплощены в нормах ГТО. И никто, кажется, не отдавал себе отчет в том, что как только вводятся нормы, человек перестает заниматься для себя, а стремится достичь планки, установленных результатов. Забывая порой о цене.

И все же в середине 80-х в ССС� появился культуризм.

А.К. Это очень распространенное заблуждение. На самом деле культуризм в нашей стране появился практически в то же время, что и в мире. В середине 60-х. И его основоположником был Георгий Павлович Тэнно - уникальный человек, узник сталинских лагерей, сидевший вместе с Солженицыным в Экибастузе. После выхода ?Одного дня Ивана Денисовича?, один из героев которого списан с Тэнно, Георгий Павлович был практически реабилитирован и был допущен в качестве научного сотрудника ВНИИВКа к западной литературе о спорте, где он и узнал о культуризме. Тогда же по его инициативе в ?Спортивной жизни России? стали появляться статьи об этом движении. Но затем идеологи развитого социализма решили, что культ здорового тела, как и любой культ помимо коммунистического, вредное явление. И спортивная пресса практически замолчала о культуризме. Только ?Спортивная жизнь России? изредка публиковала статьи об этом направлении, называя его атлетизмом. А сами малочисленные культуристы ушли в подвалы. В середине же 80-х культуризм стал развиваться и завоевать популярность. Но, как и любой узконаправленный клуб, клуб культуристов не совсем похож на фитнес-клуб.

То есть фитнес-клуб должен предлагать многие виды услуг?

А.К. Конечно, это одно из требований к заведению, которое хочет называться фитнес клубом.

Но не единственное?

А.К. Давайте пойдем от названия. Что означает это загадочное английское или даже скорее американское слово? Нечто типа здорового образа жизни. То есть основное требование к фитнес-клубу - это давать возможность своим членам привести в порядок свое здоровье с помощью спорта и поддерживать его на должном уровне.

Так что же для этого необходимо?

А.К. Давайте не будем говорить об абстрактном клубе, а поговорим о сети Orange Fitness, или еще более конкретно о нашем проекте в Саратове, поскольку, как вы понимаете, именно этот клуб соответствует моему видению того, как должна быть организована работа заведения мирового уровня.

Прежде всего, Orange Fitness - это центр, работающий по клубной системе. То есть вы не можете прийти на занятия один раз. Вы должны стать членом клуба. Почему я считаю это очень важным, я расскажу позже. И, став членом клуба, Вы получаете доступ ко всем услугам клуба. К основному набору услуг бесплатно, к некоторым - за дополнительную плату.

Насколько широк выбор этих услуг?

А.К. Весьма. Это и тренажерный зал, оборудованный как механическими тренажерами, так и свободными весами. Это и кардио-зал - широкий выбор электронных тренажеров это и разнообразные уроки аэробики. Включая самые современные, например, велоаэробику, под которую отведена отдельная студия. А также сауна, парная, джакузи, массаж, солярий, бар, салон красоты и даже детский сад со специальной детской спортивной программой.

Набор услуг должен быть достаточно широк для того, чтобы каждый мог выбрать то, что ему по душе, а также давать возможность комбинировать различные виды спорта, чтобы достичь максимального результата. Например, аэробику с занятиями в тренажерном зале. А также член клуба должен иметь возможность при желании после занятий здесь же сходить на массаж или в сауну, что весьма полезно для поддержания тонуса мышц.

В управлении спортивным клубом очень важно не забывать, что большинство клиентов не являются фанатиками здорового образа жизни, поэтому для их тренировок нужно создать условия, при которых им захочется прийти и заниматься. Например, как показывает опыт, большинство клиентов охотнее тренируются, если приходят вместе с друзьями. Ведь после тренировки можно вместе посидеть в сауне или парной, выпить стакан сока в баре или просто поболтать в раздевалке.

То есть, в клубе в Саратове почти не будет людей, которые бы приходили тренироваться в одиночестве?

А.К. Нет, этого я не говорила. Очень многие приходят заниматься в клуб для того, чтобы сосредоточиться на тренировке, достичь результатов или поддержать свою форму. Им нравится, чтобы во время занятий им никто не мешал, чтобы кругом не звонили мобильные телефоны и так далее. В клуб, который стал ярмаркой тщеславия, такие люди не пойдут. Но даже им будет очень приятно, если по пути из раздевалки в тренажерный зал и обратно они встретят с десяток дружеских улыбок.

Так все же, на кого рассчитан клуб? На тех, кто приходит пообщаться или тех, кто приходит целенаправленно тренироваться?

А.К. Orange Fitness - прежде всего спортивный клуб, поэтому большинство приходит тренироваться. Но эти люди делятся на тех, кому не нужен дополнительный стимул для концентрации на тренировке, и тех, кому он нужен.

Членство в спортивном клубе, подобном Orange Fitness - удовольствие не из дешевых. А, как принято говорить, бизнесмены много работают. Как же жители Саратова, по-вашему, будут находить время?

А.К. Вы знаете, это вопрос мотивации. Я как бывшая спортсменка могу вам сказать, что занятия спортом очень дисциплинируют. Даже когда я тренировалась по 4-6 часов в день, мне удавалось, и учиться в Институте, и читать, и учить языки, оставалось время и на личную жизнь. Поэтому, как я уже говорила, надо просто правильно расставить приоритеты.

Американские работодатели, например, давно поняли, что здоровый образ жизни сотрудников напрямую связан с производительностью их работы. Те, кто регулярно занимаются спортом, меньше дней пропускают по болезни, их работоспособность выше, они менее подвержены стрессам. Именно поэтому в США так принято включать в компенсационный пакет для сотрудников членство в спортивном клубе.

А в России? Часто ли работодатели в России платят за членские карточки своих сотрудников?

А.К. В России еще не так развита система оплаты услуг спортивных клубов для сотрудников. Для иностранных сотрудников филиалов западных компаний карточки обычно входят в пакет, а российскому персоналу, если хотят его мотивировать, чаще дают премии или несколько повышают зарплату.

Что по сути одно и то же. Ведь в этом случае сотрудник может сам позволить себе членство в клубе.

А.К. Конечно, в принципе, может. Но тут нет никакой гарантии, что сотрудник истратит эти деньги на свое здоровье. Когда же оплачивается целенаправленно карточка, то компании это обходится дешевле. Во-первых, сумма не попадает под налог на фонд заработной платы, во-вторых, компания может скомпенсировать 20% НДС, входящие в стоимость карточки, чего не может сделать частное лицо, а в-третьих, для компаний в клубах сети Orange Fitness существуют значительные скидки.

Помимо этого, любой специалист по управлению персоналом подтвердит, что повышение зарплаты является лишь временным мотивирующим фактором, в то время как прочие стимулы, например, корпоративная машина, мобильный телефон или членство в спортивном клубе, - значительно более эффективны.

Давайте вернемся к рынку спортивных услуг в Саратове. Хотя Orange Fitness - это первый клуб, который может назваться фитнес-центром, на рынке все же существует большое количество спортивных клубов. Что же является основным при выборе того или иного места для тренировок? Может быть, Вы даже дадите некоторые советы тем, кто выбирает клуб для себя?

А.К. Выбирая спортивный клуб, надо обратить внимание на ряд факторов. Во-первых, список предоставляемых услуг. В клубе должно быть все, что Вам необходимо. Поверьте, что Вы никогда не будете ходить в тренажерный зал в одном месте, чтобы потом побежать на аэробику в зал через квартал.

Очень важно, чтобы тренеры и инструктора имели профессиональное образование. Спорт - это только на первый взгляд просто, на самом деле, неправильно составленная программа тренировок в лучшем случае неэффективна, а в худшем - опасна.

Кстати, не в порядке рекламы, а для информации скажу, что весь персонал Orange Fitness прошел многоступенчатую систему отбора, затем развернутую программу обучения. Только такой подход может гарантировать качество обслуживания, соответствующее стандартам нашей сети, клубы которой строятся на только в Саратове, но и в Москве, Казани, Иваново, Краснодаре.

Если Вы привыкли ездить на машине, очень важно посмотреть, где Вы сможете парковаться. Для водителя нет ничего более раздражающего, чем неудобная парковка или ее отсутствие.

Конечно, также надо обратить внимание на чистоту клуба, не слишком назойливую, но и не декоративную охрану, удобство раздевалок, простор в тренажерном зале, качество вентиляции.

Но все же, самое важное, на мой взгляд, - это контингент клуба. Посмотрите, кто ходит в клуб. Вам должно быть приятно думать, что, по крайней мере, 2 раза в неделю Вы будет проводить пару часов с этими людьми. (Кстати, пустой клуб - это не аргумент в его пользу, пусть даже Вам говорят, что все тренажеры свободны, а на аэробике у Вас будут практически индивидуальные тренировки. Не верьте этому, Вам не захочется ходить в полупустой клуб.) Посмотрите, как относятся друг к другу члены клуба, улыбаются ли сотрудники на рецепции, насколько любезен технический персонал. Как в старом рекламном ролике некого банка, Вы должны просто почувствовать, что ?это Ваш клуб?.