Новости

Епископ Лонгин о православном курсе в школах: мы не собираемся учить молиться и креститься

  • 17:44, 19 октября 2006

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин в интервью газете "Саратовский расклад" рассказал о своем отношении к введению в школах уроков закона Божия.

В частности, он сказал: "Мы еще несколько лет назад пошли на очень большой, как нам казалось, компромисс: отказались от введения в школах Закона Божия, но настаиваем, просим, предлагаем ввести в учебных заведениях такой предмет, как Основы православной культуры. Это не просто мимикрия, а действительно попытка рассказать о Церкви массе людей, которые еще не воцерковлены. То есть мы не собираемся учить их молиться, креститься, поститься, а хотим объяснить, почему это делают другие люди, на чем основывается их вера.

Мы согласны на компромисс, потому что понимаем: сейчас не 19-ый век. Несмотря на то положительное отношение к Церкви, которое есть у общества, люди в большинстве своем очень мало знают о Православии, и потому сразу давать им серьезные богословские познания непродуктивно. Но даже попытка введения курса "Основы православной культуры" встретила ожесточенное, яростное, я бы сказал, сопротивление на уровне Министерства образования. Нынешний глава этого ведомства господин Фурсенко абсолютно враждебно относится ко всему, что связано с Русской Православной Церковью.

Да, нам периодически говорят, что это может вызвать конфликты на межрелигиозной почве. На самом деле эту мысль просто вбивают в головы людей, которые никогда бы самостоятельно не сделали подобных выводов. Во всем мире проблема, о которой вы сказали, решается довольно легко: большинство учеников изучают основы ведущего вероисповедания в той местности, где они проживают. Но если в школе есть представители другого вероисповедания, то для их обучения приглашаются представители иных религий. Если есть дети атеистов, которые не хотят, чтобы их ребенку внушали религиозные истины, то для этих учеников существует такой предмет как светская этика, посредством которого им объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Такой подход к изучению основ религиозной культуры существует во всем мире, который у нас принято называть цивилизованным.

Речь уже идет не о Законе Божием, а об Основах православной культуры, которые можно изучать даже мусульманину, чтобы знать 'матрицу' той страны, в которой он живет, понимать, как мыслит большая часть ее населения и уважать российские традиции и устои. Я думаю, что это очень важно. И пока у нас, у власти, у народа не будет четко выработанной позиции по отношению к своей религии, мы будем повторять чужие ошибки и удивлять своими весь мир".