Новости

В УПК введено понятие "уведомление о подозрении в совершении преступления"

  • 11:53, 19 июля 2007

Уважаемый гражданин! Милиция сообщает вам, что вы подозреваетесь в совершении преступления...", - примерно так должны выглядеть теперь официальные бумаги, присылаемые гражданам на дом из органов внутренних дел.

После такого сообщения ситуация должна развиваться так - адресат, достав из почтового ящика "письмо счастья", или бежит в милицию сдаваться или тоже бежит, но в другую сторону. Нет, не скрываться, а в адвокатскую контору с желанием нанять защитника своего честного имени.
Таковы последние и во многом революционные поправки в российское законодательство.

На днях в Уголовно-процессуальный кодекс было введено совершенно новое и неизвестное ранее понятие. Оно официально звучит так - "уведомление о подозрении в совершении преступления".

об этом новшестве рассказал заместитель начальника департамента охраны общественного порядка МВД Валентин Мелехин:

"Если уголовное дело было возбуждено по факту совершения преступления и во время дознания появились данные подозревать именно этого человека в совершении преступления, то дознаватель теперь обязан письменно уведомить человека о подозрении в совершении преступления".

Генерал считает, что эти поправки в закон направлены в первую очередь на защиту прав подозреваемого. И это на самом деле так. Получив подобное письмо, человек имеет реальную возможность выстроить свою защиту заранее, а не тогда, когда за ним придут с наручниками.

Если же гражданина подозревают в совершении сразу нескольких преступлений, то в милиции теперь обязаны, опять-таки в письменном виде, уведомить его, в каких именно преступлениях его подозревают. Причем отдельно по каждой из норм уголовного закона.

Вместе с расширением прав по защите подозреваемого новый закон предусматривает и увеличение полномочий начальников подразделений дознания.
"Начальник дознания наделен полномочиями по отношению к дознавателям, находящимся в его подчинении, - подчеркнул Мелехин. - Он поручает проверку сообщения о преступлении и принятии по нему решения, может передавать уголовное дело от одного дознавателя к другому, может отменять необоснованные постановления о приостановлении дознания по уголовному делу и некоторые другие".

Теперь начальник подразделения дознания имеет право возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями только дознавателя. Раньше на такое мог рассчитывать лишь следователь.

С одной стороны, нововведения защищают права человека; с другой - правильность российских законов очень часто компенсируется необязательностью их исполнения. Например, подозревая человека в совершении преступления, его до последнего момента можно держать в качестве свидетеля, на которого такой порядок, естественно, не распространяется. А уведомление по почте никто не запрещает отправить и за полчаса до задержания.

Кстати, в российском законодательстве и сейчас есть норма, по которой даже не подозреваемого, а обыкновенного заявителя положено обязательно уведомлять о действиях, а главное, о результатах работы органов следствия, когда оно разбирается с заявлением человека.

Практически любой гражданин, обращающийся с таким заявлением, скажет, что описанное из области фантастики. Ни о каких действиях милиции по разбору его заявления человеку не рассказывают. В крайнем случае пришлют отписку со стандартной фразой, одной на сотни подобных заявлений. Поэтому полной уверенности в том, что дознание будет письменно сообщать подозреваемому, нет.

Но по большому счету такие поправки все-таки благо. Они приближают к цивилизованному обращению органов правопорядка с теми, кто своими налоговыми выплатами их содержит, то есть с простыми гражданами. Хотя понятно, люди, специально нарушившие закон, не будут дожидаться, сидя на кухне, письма из милиции. Но для тех, кто случайно или по ошибке попал в категорию граждан, которыми заинтересовались следственные органы, современные поправки гарантируют защиту от произвола и дают возможность защитить свои интересы в самом начале расследования, когда еще многое можно поправить.

Представитель Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев считает, что это должно работать: "На мой взгляд, эффективность такого уведомления не так сложно организовать с технической стороны. Скорее всего, будет утвержден некий образец бланка, аналогичный тому, как существует бланк постановления о привлечении в качестве подозреваемого или обвиняемого. Это будет как бы промежуточная бумага между проверкой органами дознания и постановлением о возбуждении уголовного дела".
Об этом сообщает "Российская газета".