До сих пор финразведка лишь собирала информацию о сомнительных сделках и направляла ее в надзорные и правоохранительные органы, оставаясь в дальнейшем за кадром. И только Банк России на основе этой и собственной информации мог решать, каким банкам жить, а каким - умереть. Причем предпочитал в борьбе с банками- нарушителями самую крайнюю карательную меру - отзыв лицензий, а не штрафы.
По данным ЦБ, за два года лицензий за отмывание лишились 104 банка. С начала этого года отозвано три лицензии у банков. Сами банкиры зачастую называют подобные санкции "сенокосом" и обвиняют ЦБ в формализме.
Новые полномочия финразведки позволят, по мнению авторов законопроекта, сделать, с одной стороны, процесс карательных санкций для банков более объективным и коллегиальным.
С другой - повысят статус финразведчиков в глазах финансового сообщества. Ведь аналогичные изменения запланированы и в отношении Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), сужая ее полномочия в плане карательных мер.
Кроме того, среди новшеств законопроекта есть норма, согласно которой все государственные контролирующие и надзорные органы обязаны сообщать финансовым разведчикам о нарушениях "антиотмывочного" закона своими подопечными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
По мнению экспертов, функции единоличного регулятора финансово-кредитных организаций постепенно уходят из рук Банка России и сосредотачиваются в спецслужбах. Кстати, год назад после скандала в Центробанке, связанного с убийством первого зампреда ЦБ Андрея Козлова и обострившейся проблемой отзыва лицензий, радикально настроенные депутаты предлагали вообще лишить ЦБ надзорных функций и передать их в Росфинмониторинг. Но тогда эта инициатива не прошла.
В Росфинмониторинге инициативу законодателей пока не комментируют, но анонимный источник в ведомстве заметил, что там "давно ждали такого логичного развития событий". Об этом сообщает "Российская газета".