Первый интернет-магазин на саратовской территории Рунета был создан почти 10 лет назад на базе СарБК, как совместный проект с первым супермаркетом "Ракета". Очевидно, что он слишком поспешил появиться в провинции - значительным оборотам онлайн-продаж помешали многочисленные особенности периферии. С тех пор электронная коммерция завоевала серьезные позиции, доказала преимущества, превзошла все ожидания во время экономического кризиса.
Саратовский же рынок е-торговли остался крайне малочисленным. Несколько интернет-маркетов на поверку оказываются заброшенными витринами местных торговых компаний. Активные продажи проводятся только на одном веб- ресурсе, определенную жизнеспособность демонстрируют еще пара сайтов.
Пустышки и фальшивки
Участники интернет-рынка называют еще один достойный проект - "Аll-life". Это была вторая попытка саратовского ритейла выйти в сеть, но и она не удалась. Есть несколько мнений о том, что причина заключалась в масштабах кампании по продвижению сайта. Эксперты замечают, что именно популяризация интернет-магазина относится к перечню наиболее затратных и долгосрочных акций. Известно, что для достижения некоторых заметных результатов ежемесячно требуется не менее 500 тыс. руб. Речь идет о маркетинговых шагах как в сети, так и в офф-пространстве.
Формально нынешний рынок интернет-магазинов Саратова представляют порядка 10-ти ресурсов. Однако, большинство из них на поверку оказываются заброшенными витринами местных торговых компаний. Сайты имеют все необходимые атрибуты е-маркета, но контент давно не обновлялся, заказы посетителей не выполняются.
Только один из замороженных интернет-магазинов предупреждает о приостановлении работы - продавцы кальянов еще в 2007 году перестали принимать заказы.
Часть из группы якобы саратовских интернет-магазинов, является московскими ресурсами. Участники рынка безошибочно определяют подобные "фальшивки". Но сайты эти не интересны, поскольку также не реагируют на заказы покупателей.
К слову, и действующие региональные е-маркеты порой не являются абсолютно местными проектами. Например, один из так называемых интернет-магазинов Поволжья имеет склад в Москве, что прямо отражается на сроках доставки заказов (1-2 недели).
Наиболее популярным из работающих интернет-магазинов Саратова является сайт Рeshca.sarbc.ru с самой высокой посещаемостью среди местных электронных торговых площадок (400-700 посетителей в день) и широким ассортиментом (15 тыс. предложений).
Онлайн- и оффлайн наценки - почувствуйте разницу
Стоит отметить, что мнения экспертов об особенностях региональной, в частности саратовской, электронной торговли порой оказываются прямо противоположными. Так, в одном из них развенчивается категоричное утверждение о непременном условии активных онлайн-продаж - более низких ценах. Товар в местные интернет-маркеты поступает, как и в офф-магазины, с помощью цепочки посреднических перепродаж. Довольно высокая последняя оптовая цена не оставляет шанса для привлекательного онлайн-предложения, утверждает собеседник. К тому же, уверяет он, все разговоры о низких затратах на содержание интернет-магазина являются мифом: "Отсутствие затрат на аренду торгового зала, продавцов-консультантов и кассиров покрывают дополнительные расходы на рекламу, поддержку сайта, call-центр, службу доставки. Кстати, рост популярности сайта требует еще больших вложений в самостоятельную логистику, расширение ассортимента. Низкие цены могли бы обеспечить прямые поставки товара от производителя, но в регионе с крайне слабым промышленным сектором, это весьма проблематично". Потому, заключает эксперт, главным преимуществом региональной электронной торговли должны стать эксклюзивные товары - те, которые не продаются в большинстве магазинов города.
Оппоненты выступают с более чем убедительными доводами. Поставщик парфюмерных товаров и лечебной косметики интернет-магазина "Пешка" Екатерина Алексеева говорит: "Я представляю товары и в сети, и в традиционной рознице. Та наценка, которую мы делаем на Рeshca.sarbc.ru, в 3-4 раза меньше той, что делают обычные магазины. Однажды кто-то мне возразил - мол, у меня есть скидка в крупном магазине и она снижает цену до уровня интернет-предложения. Но во-первых, некоторые премиальные марки имеют постоянный запрет на скидки, во-вторых, цена в интернет-магазине легко снижается за счет экономии на доставке. Достаточно сделать совместный заказ и плата за курьерские услуги станет минимальной".
Эксклюзивные же товары в сети, как в и офф-сфере, продолжает Екатерина, обязательно потребуют дополнительных затрат на рекламу. "Продать незнакомую широкому кругу покупателей продукцию будет крайне сложно".
Руководитель проекта интернет-магазина "Пешка" Юлия Никифорова считает, что предложения в региональном е-маркете должны отвечать двум требованиям - это привлекательная цена и особый товар: "Если подгузники, то это многоразовый вариант высокого качества, которые приходят прямыми поставками от производителя и не продаются в каждом втором магазине. Если бытовая техника, то высокого качества и по доступной цене".
Теоретики электронной торговли, скорее всего, отказались бы называть проект "Пешка" классическим интернет-магазином, который подразумевает наличие товарного склада. "Пешка" представляет собой площадку с доступом для торговой организации, желающей вывести свой товар в Сеть. В этом случае владелец товара на предоставленной ему площадке имеет возможность самостоятельно формировать каталоги, определять ценообразование. Все заботы по обслуживанию сайта, продвижению ресурса, работу с клиентами, доставке заказов берут на себя менеджеры интернет-магазина. Екатерина Алексеева говорит: "Нам бы хотелось создать свой сайт, но это большие затраты. И нет никакой гарантии, что мы сможем его раскрутить, сделать настолько популярным, чтобы вести торговлю. К тому же, моно-магазин будет пользоваться меньшим спросом, чем электронный супер-маркет".
Работа на "Пешке" ведется, как говорится, под заказ. И это еще одна особенность региональной онлайн-торговли.
Довольно категоричные оценки в адрес регионального е-ритейла позволяют себе представители федерального рынка. Один из них говорит: "Местные интернет-магазины отличаются неудобным интерфейсом. Товары имеют слишком широкую классификацию. Я видел сайт магазина, в котором вообще отсутствовало окно поиска". Юлия Никифорова рассказывает: "Определенных стандартов интерфейса онлайн-магазинов нет. Сегодня можно говорить о тенденции предельно простого дизайна с использованием 2-3-х цветов. Что касается нашего ресурса, то мы постоянно его совершенствуем. Сейчас модернизируем классификатор. За ориентир берем сайты лидеров федерального рынка, которые работают давно и успешно".
Представитель торговой организации в офф-сфере советует региональной е-торговле не совмещать ценовые категории товаров: "Сайту для покупателей эконом-класса лучше не предлагать дорогую продукцию. И наоборот, интернет-магазинам премиум-класса не желательно иметь в каталоге "бюджетные" товары".
В мегаполисах выбирают экономию времени
Если обобщать многочисленные мнения о необходимых условиях для активных продаж в интернет-магазине, то главным является низкий уровень цен, далее следуют удобная форма оплаты и доставки, и заключает основной перечень эксклюзивность товара.
Можно предположить, что поводом для споров об уровне цен в региональных интернет-магазинах является неравномерная ценовая политика федеральных торговых сайтов. Наиболее привлекательные предложения делают лидеры российского рынка онлайн-продаж. Часть же интернет-магазинов обещает экономить не деньги, а время покупателей. Знаток этой сферы, постоянный потребитель е-ритейла, бизнесвумен Татьяна Ускова говорит: "Цены некоторых московских интернет-магазинов постепенно приближаются к уровню невиртуальных, а иногда превышают их в случае платной доставки. Но и у этих услуг находится потребитель, потому что в городе с огромными пробками время становится, как говорится, дороже денег. Людям некогда ходить по магазинам и они готовы оплачивать экономию времени".
Свое мнение высказывает кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета Наталия Алтухова: "Да, можно говорить о повышении цен в сети. В некоторых случаях они перестали выгодно отличаться от уровня обычных магазинов. Но интернет-магазинов много и предложений в них мы получим гораздо больше, чем в нескольких городских магазинах. Поэтому по-прежнему выгодней зайти в интернет и выбрать наиболее приемлемый вариант для покупателя. На мой взгляд, все-таки чаще покупатели обращаются к интернет-магазинам федерального уровня".
Что касается удобной формы оплаты заказов в местных интернет-магазинах, то о выборе здесь пока речь не идет. "Я считаю, что удобнее всего оплачивать онлайн-заказ с помощью интернет-платежей, - говорит коммерческий директор СарБК Елена Васюкова. - В моем представлении именно так должна выглядеть интернет-торговля. Посетитель зашел в сеть, выбрал товар, набрал код пластиковой карты любого банка, оплатил и получил заказ на дом. Это классический вид услуги". Такую возможность предоставляют крупнейшие федеральные интернет-магазины. В Саратове же имеет место быть недостаток технических возможностей и слабая востребованность электронных платежей со стороны пользователей местных ресурсов. На территории области эквайринг все еще остается немассовой услугой. В саратовском филиале Сбербанка, где подобную услугу для интернет-магазинов также пока не предоставляют, отметили, что "на рынке имеются предложения услуг по процессированию онлайновой оплаты как от зарубежных, так и от отечественных процессинговых компаний и банков. Стоимость услуги для торговой точки будет зависеть от торговых оборотов, профиля деятельности и процессинговой компании или банка". Некоторые эксперты именно в вялом применении подобных технологий видят причину слабого развития региональной электронной торговли. Однако представители местных интернет магазинов возражают - говорить об этом преждевременно. Обсуждение этой темы обычно начинается с достижением столь крупных оборотов, когда прибыль торгового предприятия позволяет оплачивать комиссию за проведение электронных платежей.
Юлия Никифорова объясняет эту особенность регионального рынка интернет-торговли так: "В случае оплаты комиссий магазином, это обязательно скажется на цене. Тогда онлайн-предложения рискуют утратить свою привлекательность. Перекладывать эти затраты на покупателя, как это нередко делается на федеральных ресурсах, в регионах пока рано". К тому же, отмечают на "Пешке", саратовские покупатели чаще всего оплачивают заказ наличными через курьера. Электронные платежи выбирают только жители других регионов.
Красивый бизнес и кризис
Тем не менее, эксперты дают более чем оптимистичные прогнозы для российского рынка дистанционной торговли. По некоторым оценкам, ежегодно он способен наращивать 20-30%. Пока оборот российского рынка удаленных продаж в 20 раз меньше аналогичного показателя в США. По мнению экспертов, наращивать объемы Россия будет за счет регионов, где существует плотная сеть почтовых отделений и слабо развит местный ритейл.
Что касается сегмента электронной торговли, то он располагает не только оптимистичными прогнозами, но и некоторыми результатами. По данным федеральных торговых компаний, онлайн-версии сетей бытовой техники и электроники в самый жесткий период экономического кризиса (конец 2008-начало 2009 годов) продемонстрировали рост выручки на 15-65%. Тому немало способствовало введение скидок, специальных цен, такой услуги, как онлайн-предпродажа - наиболее интересные новинки в этом случае сначала появляются в интернет-магазине и лишь через несколько недель на прилавках.
Более того, активную экспансию в онлайн начали и несколько крупных игроков продуктового ритейла. При этом премиальный сегмент решил сделать акцент не на дорогих позициях, а на широком ассортименте товаров повседневного спроса.
Есть подобные наблюдения и на местном рынке. Екатерина Алексеева говорит: "Продажи в традиционной розничной торговле во время кризиса показывают спад. Показатели работы на площадке интернет-магазина "Пешка" даже во время кризиса увеличиваются".
Малочисленность рынка электронной торговли на саратовской территории Рунета эксперты объясняют прежде всего низким уровнем экономического развития региона. Однако, Наталия Алтухова не склонна драматизировать ситуацию: "Шоппинг как таковой остался актуальным для незначительной группы населения. В последние годы советской власти это было главное развлечение - прогуляться по проспекту, пообщаться. Теперь значительная часть продвинутой молодежи делает покупки через интернет. Электронная коммерция развивается к взаимному удовлетворению всех участников процесса, потому что демонстрирует свою эффективность. Можно с уверенностью говорить о постоянном увеличении потока покупателей в электронной торговле и, следовательно, объема продаж".
Одним из востребованных направлений, считают эксперты, является рынок детских товаров. Постоянная покупательница интернет-магазина "Пешка" Оксана Земскова говорит: "У меня двое детей и не всегда есть возможность делать покупки в супер-маркетах. Онлайн-магазины предлагают широкий выбор подгузников, салфеток, питания, детской косметики. Оплата за доставку по, скажем, 10-ти позициям оказывается минимальной. Все необходимое привозят мне домой. В плохую погоду или в период эпидемии это очень важно".
Елена Васюкова: "Интернет-магазин - это правильный, красивый бизнес. При растущей популярности интернета будет развиваться его инфраструктура. Это мировая практика. И мы уже убедились в этом на примере рынка сотовой связи. За распространением мобильных телефонов последовали продажи различных аксессуаров. Что касается регионального развития электронной торговли, то будущее все-таки за крупными супермаркетами, где основная прибыль будет формироваться за счет оборота, а не размера торговой наценки. А величина оборота напрямую зависит от посещаемости сайта, которую могут обеспечить только мощные интернет-системы с самым широким охватом аудитории, например СарБК".
Татьяна Гордеева
-
Вернуться
- на главную страницу
- к списку новостей