Новости

Банкиры предлагают создать институт защитника прав своих клиентов

  • 16:09, 15 июня 2010

В России может появиться структура, которая будет решать споры между банками и гражданами без обращения в суд. Это позволит разрешать возникающие конфликты гораздо быстрее и с меньшими затратами для обеих сторон. Для граждан услуги посредников будут бесплатными, а их решения - независимыми. Речь идет об учреждении института уполномоченного по защите прав банковских клиентов, или финансового омбудсмена. С такой идеей выступила Ассоциация региональных банков.

Сейчас недовольные поведением банков граждане обращаются, как правило, сразу в несколько инстанций - Роспотребнадзор, Центробанк, общество защиты прав потребителей. Но в конечном итоге определить, кто прав - банк или клиент, - может только суд. Но суды буквально завалены такими делами, на быстрое рассмотрение споров не хватает ни рук, ни времени.

Эту роль и должен выполнять омбудсмен. Его услуги для граждан будут бесплатными. Скорость рассмотрения споров займет от силы два-три месяца, потому что работать арбитр сможет дистанционно. Схема предполагается следующая: омбудсмен получает жалобу от клиента банка, направляет ее для выставления контраргументов в кредитную организацию, затем знакомит с ответом жалобщика. И на основе трех документов - первого обращения, разъяснений банка и последнего ответа клиента, а также действующего законодательства выносит вердикт. Если гражданин будет им недоволен, он сможет все-таки обратиться в суд. При этом решения омбудсмена должны быть обязательны для банков, а в договорах с клиентами они станут прописывать их право обращения к такому уполномоченному.

Предполагается, что на первом этапе омбудсмен будет решать споры в сфере потребительского кредитования, затем поле деятельности расширят за счет конфликтов, связанных с депозитами, а потом - и споров, касающихся управления ценными бумагами, сообщает "Российская газета".