Новости

Здания ж/д-станции Покровск рекомендовано считать памятником

  • 09:19, 18 ноября 2015

На заседании общественного совета при управлении по охране объектов культурного наследия обсудили судьбу построек на ст. Покровск в Энгельсе.

Руководитель регионального "Союза любителей железных дорог" Валерий Ковляр рассказал, что работа по сохранению исторического наследия местного железнодорожного комплекса ведется с 2006 г. В архитектурный ансамбль станции входят касса, телеграфная станция, вокзал, депо, водонапорная башня, техническая контора, больница. Большая часть строений возведена в 1893–1900 гг., также имеются здания 1930-х гг.

Ковляр отметил, что сохранились уникальные образцы подвижного состава: пассажирский вагон 1913 г., в котором энтузиаст предлагает воссоздать атмосферу дореволюционной железной дороги, паровоз "Лебедянка", установленный на развязке у вокзала, а также единственный в России уцелевший правительственный вагон 1959 г. производства, которым пользовались первые лица государства.

Ковляр напомнил также, что еще несколько лет назад в здании вокзала находился музей "Забытая станция", однако РЖД попросили покинуть помещение под предлогом его использования для нужд станции. Кроме того, компания предлагала передать ей на баланс экспонаты музея, тем не менее его руководитель опасается это делать, боясь, что их перенесут в другое место.

"Два года туда никто не заходит. Они ничего там делать не собираются, потому что нет денег. Мы располагаем такими экспонатами, которые сегодня трудно собрать", – отметил Ковляр, подчеркнув, что подобного музея у самой Приволжской железной дороги нет.

Завкафедрой "Дизайн архитектурной среды" СГТУ Виталий Кудрявцев предупредил, что в случае придания комплексу статуса памятника это может поставить крест на дальнейших планах РЖД: "Ничего, кроме реставрации, там делать будет нельзя". Председатель Фонда гражданского строительства имени Каллистратова Яков Стрельцин отметил, что проект создания музея железной дороги в Энгельсе может иметь всероссийское звучание: "Это будет круче, чем ледокол".

В результате советом было рекомендовано отнести комплекс зданий станции к вновь выявленным объектам культурного наследия, в том числе включить туда вагоны и локомотив как "памятники науки и техники". Начальник отдела учета управления Наталия Колядина отметила, что после этого потребуется определить границы памятника, предмет охраны и провести историко-культурную экспертизу. Пока же члены совета рекомендовали Ковляру составить опись объектов с фотографиями.