Основанием для создания концепции тестового благоустройства Привокзальной площади стало мнение жителей. Об этом на публичных слушаниях напомнила директор проекта "Стрелки" по развитию городской среды Саратова Алена Жмурова.
По ее словам, в результате опроса были выявлены 5 главных проблем площади: стихийная парковка; неудобно расположенные остановки общественного транспорта; выезды с площади; отсутствие пешеходных связей; низкое качество озеленения и отсутствие места отдыха.
Жмурова отметила, что тестовое благоустройство позволяет сэкономить бюджетные средства, так как все замечания будут учтены при капстроителельстве: "Через площадь ежедневно проходит 30 тыс. горожан и половина общественного транспорта. Цель была - создать удобный транспортно-пересадочный узел и комфортное городское пространство".
Большая часть замечаний касалась недостаточного количества парковочных мест и необходимости повысить пропускную способность перекрестков на Аткарской, Большой Казачьей, демонтажа нестационарных торговых объектов.
В сентябре был предложен новый проект, в котором учли 7 основных изменений. В обсуждении участвовали более 30-ти экспертов, в том числе представители комитетов горадминистрации, ОГИБДД, управления по охране культурного наследия и Высшей школы экономики: "Весь фронт автобусов от жилого дома был перенесен на Московскую, соответственно, освободилась одна полоса; были даны рекомендации по корректировке светофоров; организована озелененная парковка с въездом с Московской на 120 мест и на 24 места - у почты; расширены площадь перед вокзалом с центром - памятником Дзержинскому и место посадки-высадки из личного транспорта и такси; по замечанию РЖД предусмотрен технический въезд для автобусов".
Представитель "Стрелки" упомянула также о возможности создания подземного паркинга на месте сквера, однако при этим важно понимать риски: "Согласно анализу аналогов, стоимость на подземном паркинге на 70% выше, чем на надземном, от 3-х до 5-ти лет город будет находиться в состоянии стройки, территория будет огорожена. Срок окупаемости достаточно долгий и, как правило, реализовывается торговыми площадями".
По ее мнению, обустройство одной парковки "не решит всех проблем".
Еще один вопрос - памятник Дзержинскому. Рассматривается 3 варианта: оставить его на месте, что повлечет сокращение площади и фронта посадки такси с 9-ти машин до трех; перенести его на 20 м ближе к вокзалу с сохранением посадочной площадки - это потребует специализированных капитальных работ; заменить Дзержинского на другую историческую личность.
Общественник Евгений Лузановский заявил, что Аткарскую "оккупировали" таксисты и перевозчики, мест для общественного транспорта нет: "Проект хороший, но реализация подкачала. Нужно наладить связь с администрацией, без этого решить проблему невозможно".