НОВОСТИ 25.08.2021 04:48

Утильсбор в Казахстане: почему его не отменяют

Бизнес доставки грузов в Казахстане и между странами ЕАЭС растет и развивается: всегда можно найти работу на грузоперевозки Астана — Новосибирск и в других направлениях. Отслеживать новые грузы и размещать заявки на поиск перевозчиков можно на транспортных биржах, проблем с заказами нет. У казахских водителей есть другая сложность: из-за высокого утильсбора на грузовые заграничные машины они не могут своевременно обновлять автопарк. Это приводит к падению заработков и снижает уровень безопасности дорожного движения в РК.

Как и почему в Казахстане ввели утильсбор

В 2015 году произошли два важных события: страна вступила во Всемирную торговую организацию, и Министерство инвестиций и развития Казахстана выдвинуло инициативу по введению утильсбора. Размер платы за будущую утилизацию автомобиля в РК сделали слишком высоким, по мнению владельцев транспортных средств. Сегодня ставка варьируется от 437 000 тенге до 5,9 миллиона тенге. По сравнению с аналогичным сбором в других странах, размер платежа завышен в 10–15 раз.

Предположительно доходы т утильсбора должны были сократить потери от снижения таможенных пошлин, на которое властям пришлось пойти для соответствия стандартам ВТО. Рядовые водители утверждают: политика решения этого вопроса за счет кармана грузоперевозчика в корне неправильная, и утильсбор нужно отменять.

С момента введения платежа и по сей день в разных городах страны проходят протестные мероприятия, направленные против утильсбора. Однако они либо не встречают понимания со стороны властей, либо третьи силы начинают противодействовать сбору голосов и организации забастовок.

Почему утильсбор тормозит развитие грузоперевозок в стране

Изначально чиновники утверждали, что средства от выплат за утилизацию автомобилей иностранного производства будут инвестированы в автопром Казахстана. Это было бы отлично, но автомобильная промышленность в РК не существует. В данный момент локализация производства автомобилей в стране составляет всего 30% все остальное это отверточная сборка готовых импортных деталей.

Второй момент, который стал очевиден за последние годы, это снижение конкурентоспособности казахстанских перевозчиков по сравнению с компаниями из России и других стран ЕАЭС. Из-за высокой ставки утильсбора у компаний и частных водителей нет возможности приобретать новые грузовики, что приводит к повышению общего износа автопарка. Для примера, в Беларуси общее количество грузовых машин на ходу значительно превышает этот показатель в Казахстане. И это при том, что население Беларуси численно меньше, чем количество жителей в РК.

В данный момент никаких шагов по отмене утильсбора в Казахстане не предпринимается. Напротив, вводятся платные автодороги, что еще больше повысит нагрузку на бизнес страны. Насколько такой подход поможет развивать в РК транспортную инфраструктуру, пока сказать сложно.

Адрес страницы на сайте: http://news.sarbc.ru/main/2021/08/25/265020.html
Саратов Бизнес Консалтинг