Недвижимость

До конца года на капремонт старого жилья и расселение из аварийных домов будет выделено 10 млрд

  • 09:45, 12 сентября 2007

Государство возьмет на себя львиную долю расходов по капремонту многоквартирных домов. Для этого создается специальный фонд. Жильцы-собственники оплатят не менее 5% стоимости ремонта, остальные 95 составят бюджетные средства и средства фонда.

Федеральный бюджет выделяет на капремонт старого жилья и расселение из аварийных домов 250 млрд руб., из них 10 млрд - до конца нынешнего года. А в Минрегионе России говорят, что общая потребность - 1-1,5 трлн руб.

"На 1 января аварийного жилья в России насчитывалось 11 200 000 кв. м. При подготовке закона учитывалось Послание президента РФ, в котором прямо указывалось, что объем фонда должен быть не менее 250 млрд руб.Когда разрабатывался закон, было принято принципиальное решение: необходимо софинансирование со стороны жителей. Это повысит, во-первых, их ответственность к расходованию бюджетных средств. И, во-вторых, не даст раздуть смету. И еще было решено позволить товариществам собственников жилья и управляющим компаниям самим выбирать подрядчика.

Сначала определяются лимиты для каждого субъекта РФ исходя из принципа пропорциональности по общей площади жилых помещений в конкретном регионе. Но при этом установлено два ограничения: сумма не может быть меньше, чем 500 млн, и не больше 8 млрд.

Чтобы получить реальные деньги, субъекты обращаются в фонд содействия реформе ЖКХ. Но при этом им необходимо выполнить ряд условий: создать ТСЖ, провести конкурсы по привлечению управляющих компаний, выдавать бюджетные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг людям, а не коммунальным предприятиям.

И только выполнение этих условий (либо наличие нормативных правовых актов, предусматривающих, что эти условия будут выполнены) дает регионам доступ к средствам фонда.

На сегодняшний день прямо прийти и получить деньги могут четыре региона. Но оставшиеся регионы вместо того, чтобы говорить, что от них требуют невозможного, должны принять те законодательные акты, которые необходимы. К примеру, часть регионов не хочет переходить на выдачу субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг непосредственно жителям. Но ведь есть постановление правительства РФ. Его надо выполнять.

Региональным органам власти, если они хотят получить средства фонда, необходимо все равно выполнить условия. Но в законе есть возможность для муниципалитетов, которые показали себя лидерами, заявиться на получение средств фонда напрямую.

На последнем этапе "живые" деньги перечисляются либо ТСЖ, либо УК. Чтобы деньги пошли напрямую людям. Чтобы они не оставались в муниципалитетах и сам муниципалитет не проводил конкурс для подрядных организаций.Собрание собственников принимает решение и отправляет письмо в муниципалитет: просим включить наш дом в муниципальную программу проведения капремонта. Либо муниципальную программу по сносу аварийных домов. И таким образом, муниципалитет обязан их либо включить, либо мотивированно отказать.

Муниципалитет проверяет, во-первых, соответствует ли смета перечню работ, которые закреплены в федеральном законе, и тем нормативам предельной стоимости работ по капремонту, которые установил субъект. Анализирует общее количество заявок и объем имеющихся средств. После проведения этой экспертизы деньги направляются на счет ТСЖ или УК.

Имеет смысл уже сейчас решить, какие виды работ нужны и их очередность. И потом оценить, сколько смогут внести сами собственники, чтобы узнать, на какую сумму можно делать заявку. Затем ТСЖ либо управляющая компания должны отобрать подрядные организации: кто будет заменять лифт, кто будет чинить кровлю, и т.д.
Деньги уходят из бюджета и переходят в Фонд содействия реформирования ЖКХ, а в конечном итоге на счета ТСЖ и управляющих организаций. И с этого момента они перестают быть бюджетными. На них соответственно перестает действовать закон о размещении госзаказов, который предусматривает конкурсную процедуру.

После того, как решение о выделении средств принято, они должны поступить на счет ТСЖ или УК. По закону, собственники должны добавить к этим деньгам свои 5%. Контроль также возлагается на муниципалитеты и на Фонд содействия реформированию ЖКХ. В первый год в регион перечисляется 30% от установленного лимита. При оформлении очередного транша надо будет представить документы, в числе прочего, и о том, сколько же денег заплатило население. Если даже 4,9%, а не пять, финансирование в дальнейшем будет приостановлено. Для получения очередной порции средств нужно будет целиком и полностью отчитаться за предыдущий этап.

Миллиарды рублей запланировано уже в этом году направить на жилищное хозяйство из консолидированного бюджета субъектов РФ. Так что многие программы, сметы уже утверждены. Активно работающие ТСЖ, жилищные кооперативы все это знают. Знают, естественно, и управляющие компании, которые в большинстве пока остаются муниципальными".Сейчас решаются вопросы по организации фонда: это формирование наблюдательного совета, правления фонда, назначение генерального директора, регистрация юридического лица, затем - перечисление из бюджета уставного капитала этого фонда. Думаю, на это достаточно месяца-двух, и потом можно уже будет начинать работу.
Об этом в интервью "РГ" сообщил один из разработчиков закона, директор Департамента территориального развития Минэкономразвития России Ремир Мукумов.