Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Солнечный удар" Н. Михалкова. Мультижанровый винегрет

  • 09:49, 8 октября 2014
  • Комментариев[0]
В Москве прошла премьера "Солнечного удара" — фильма по мотивам произведений Ивана Бунина из необъявленного цикла "Русская история глазами Никиты Михалкова".
 "Солнечный удар" Н. Михалкова. Мультижанровый винегрет

Начало прошлого века. По Волге курсирует пароход "Летучий", на котором в одном из рейсов сходятся безымянный поручик царской армии и безымянная же красавица. Им суждено провести лучшую ночь в жизни и расстаться навсегда. Через много лет поручик, очутившись среди плененных большевиками белогвардейцев, будет вспоминать эти события и пытаться ответить на вопрос "Как все это случилось?", вынесенный на афишу нового фильма Никиты Михалкова "Солнечный удар".

Картина позиционируется как экранизация короткого, написанного летучим акварельным языком, рассказа Ивана Бунина о мимолетной страсти и его же дневниковых записей 1918–1919 годов, изданных под заглавием "Окаянные дни".

На самом деле источников, из которых сплетена ткань трехчасовой ленты, гораздо больше. Это и "Броненосец "Потемкин", и архивные изыскания Михалкова о Белом движении, и избранные места из Толстого, Чехова, Достоевского и Шмелева. Режиссер рассказывает, что шел к этой картине 37 лет. По рекомендации коллеги ("если ты хотя бы на 20% процентов передашь это текст, то ты настоящий режиссер") он написал сценарную заявку, но Бунин в 70-е был под запретом и картины не случилось. С тех пор потребность в высказывании на тему судьбы белогвардейцев режиссер реализовал сполна — сначала в "Сибирском цирюльнике", а позднее в документальных циклах "Русский выбор" и "Русские без России". В этих неигровых фильмах режиссер выступал в роли историка, исследователя, строго следующего за близким материалом, но была одна проблема — эта форма не давала простора для персонального высказывания, которым и стал "Солнечный удар".

Разумеется, от первоначальной идеи, появившейся почти четыре десятилетия назад, в новом фильме не осталось ничего. Вспышка мимолетной — солнечной — страсти здесь превратилась в тяжеловесный адюльтер с моральными муками и печальными последствиями, призванный проиллюстрировать, как по кирпичику осыпается империя, в которой люди забывают об элементарной совести.

Как и в предшествовавшей "Солнечному удару" дилогии о великой войне, Михалков уделяет особое внимание мелочам — супружеская измена, украденный шарф, всеобщая безграмотность, беспечное отношение к набирающей популярность теории происхождения видов Чарльза Дарвина… Из всех этих деталей и сложилась, по мысли режиссера, глобальная русская катастрофа.

Обо всем этом Михалков охотно рассказывает в приуроченных к премьере интервью, заставляя будущих зрителей предвкушать масштабность замысла и воспринимать "Солнечный удар" как приглашение к беседе с умным человеком на интересную тему.

К сожалению, на деле картина оказывается чем-то вроде бескомпромиссного внутреннего спора Михалкова-художника с Михалковым-мыслителем и публицистом.

Первый придумывает остроумный сценарий, второй — насыщает его лобовым символизмом. Необходимость в выстраивании художественного пространства постоянно сражается с желанием дописать за Буниным,

а дописав, заставить героев нужным образом порассуждать о судьбах родины и помянуть Толстого с Достоевским.

С другой стороны, интеллектуальное напряжение вступает в конфликт с фирменной михалковской витальностью. И вот уже эпизоды тягостного быта пленных белогвардейцев перемежаются шуткой про член (с участием Александра Адабашьяна), комическими репризами в исполнении комиссаров-расстрельщиков Розы Землячки и Белы Куна и одной из самых диких эротических сцен в истории российского кино — страшно предположить, но, кажется, в ней Михалков цитирует легендарный порнофильм "Глубокая глотка".

И все бы ничего, но в результате "Солнечный удар", разрастаясь до масштабов ненаписанного романа Льва Толстого, распадается на набор разрозненных актерских этюдов. Каждый по отдельности — остроумен (особенно в пересказе), каждый легко представить в блистательном михалковском исполнении, но

вместе они выглядят как попытка усидеть на всех стульях сразу: зарифмовать любовь и революцию, рассказать о белоэмигрантах, процитировать Эйзенштейна и пошутить про Чехова.

У этого мультижанрового винегрета, кажется, могло быть только одно спасение — если бы абсолютно все роли в картине сыграл сам режиссер, потому что "Солнечный удар" — это не исторический фильм, а еще одна картина из начатого "Утомленными солнцем-2" условного цикла "Русская история глазами Никиты Михалкова". Остается только фантазировать об этом неснятом бескомпромиссно авторском фильме, в котором Михалков сначала влюбляется в Михалкова, потом бежит от Михалкова, а через много лет молодой Михалков в фуражке с красной звездой заставляет постаревшего и разочарованного в жизни Михалкова спороть погоны михалковской армии.

Автор: Ярослав Забалуев, "Газета.Ru"
Похожие материалы
  • 07.05.2015, 10:34 СМИ: Предлагается запустить телеканал для дебютных фильмов Кинорежиссер Никита Михалков предложил создать общедоступный кабельный телеканал для показа дебютных картин молодых кинематографистов. Организатор киноакадемии уже проводит переговоры с руководством ВГТРК о том, чтобы его студенты могли показать свои работы телеаудитории.
  • 02.10.2014, 15:24 Рост мирового luxury-рынка замедлился. В РФ восстановление продаж ждут в 2017 г. Сложности в экономиках России, Китая и Европы привели к замедлению продаж предметов роскоши по всему миру. Единственный рынок, где luxury-индустрия стабильно растет — Северная Америка.
  • 23.09.2013, 11:28 Фильм "Сталинград" Федора Бондарчука стал претендентом на "Оскар". При поддержке минкульта Фильм "Сталинград" Федора Бондарчука, ставший первой российской картиной в формате IMAX 3D, будет претендовать на премию "Оскар" в номинации "лучший фильм на иностранном языке". Такое решение было озвучено российской оскаровской комиссией по итогам голосования. В качестве претендентов также рассматривались фильмы Ренаты Литвиновой, Бориса Хлебникова, Михаила Сегала и Георгия Данелии. Между тем, господин Бондарчук после церемонии вручения "Оскара" хочет снимать картину о создателе социальной сети "ВКонтакте" Павле Дурове.
Новые материалы
  • 27.04.2024, 16:04 Копилка с госучастием. Стоит ли инвестировать в программу долгосрочных сбережений

    С начала этого года в стране заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). Создатели нового накопительного инструмента стремились таким образом обеспечить приток долгосрочных инвестиций в экономику. Для этого предусмотрели такие серьезные стимулы для потенциальных участников, как государственное софинансирование взносов и налоговые вычеты. В Банке России уточняют, что договоры долгосрочного сбережения с негосударственными пенсионными фондами уже заключили более 342 тысяч человек, что говорит об активном интересе жителей страны к новому инструменту. При этом эксперты финансового рынка уверены, что это число могло быть и больше, однако, период высоких процентных ставок по банковским вкладам - не лучшее время для старта программы сбережений. Подробности в обзоре СарБК.

  • 26.04.2024, 15:26 Сериал по игре "Fallout". Заметки киномана

    В прошлом году постапокалипсис с грибами и глубоким психологизмом был в сериале по игре "Одни из нас". В этом сезоне постапокалипсис ядерный и с шикарным черным юмором в сериале по игре "Fallout". Интересно, что они совершенно не похожи, но оба очень хорошо сделаны.

Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 8 октября 2014
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x