Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Скудный пансион. Как бизнес зарабатывает на старении населения

  • 10:57, 15 октября 2020
  • Комментариев[8]

Саратовская область недавно прогремела на всю Россию скандалом с частным домом для престарелых "Мирра". Когда туда нагрянули ревизоры, они увидели, что десятки пожилых людей живут в неприспособленных, антисанитарных условиях без необходимого ухода. Известно, что, по крайней мере, 3 постояльца этого полуподпольного хосписа скончались. Этот вопиющий случай заставил обратить внимание на то, кто и как оказывает услуги по уходу за стариками в Саратовской области. Оказалось, что в регионе уже сформировался рынок подобных услуг, а частные приюты, учитывая демографические особенности нашей территории и страны в целом, становятся все более популярным видом заработка. Но насколько этот бизнес легален и цивилизован? Ответ на этот вопрос попытался найти "СарБК".

Скудный пансион. Как бизнес зарабатывает на старении населения Фотобанк СарБК

Пансионаты "залегли на дно"

В справочной службе одного из частных пансионатов для престарелых (похоже на то, что она работает на несколько регионов) на днях ответили, что прием в саратовское заведение закрыт из-за ситуации в регионе. Мол, здесь неспокойно после скандала в "Мирре" с последующим его закрытием и вспышки коронавируса в Балашовском доме-интернате для престарелых и инвалидов (там заразились 39 сотрудников и 127 постояльцев). Последний случай стал поводом для проверки Следственного комитета РФ. Выдав такую информацию, оператор быстро завершил разговор. 

В другом частном саратовском пансионате заявили, что беседа с представителем СМИ невозможна из-за перегруженной телефонной линии, на которую поступает шквал звонков от потенциальных клиентов.

В третьем заведении непосредственно собственник бизнеса ответил, что  уход за пожилыми людьми требует такой вовлеченности, что не позволяет оторваться от этой работы ни на минуту.

Беседа с еще одним из участников рынка состоялась на условиях анонимности. В частном пансионате объяснили, что сейчас воздерживаются от появления в информационном пространстве. В заведении подтвердили, что в Саратовской области в последние годы стал формироваться рынок услуг по уходу за пожилыми людьми как альтернатива государственным стационарным домам-интернатам. Его особенностью является частая смена игроков и постоянное «обновление» перечня проектов.

В сети на сегодняшний момент можно найти координаты нескольких пансионатов: "Помощь и уход", "Времена года", "Бабушки и дедушки", "Тепло близких", "Долгожители" (Энгельс), два пансионата "Мирра" (тот, что в Саратове, закрыт на 30 суток из-за нарушения санитарных норм, отсутствие присмотра и ухода за постояльцами).

Поисковик по запросу выдает также контакты заведений "Полянка", "Любимый". Но на другом конце провода на звонок отвечают, что телефон не обслуживается или не существует.

Федеральные эксперты замечают, что проекты открываются и закрываются по всей стране ежегодно. К тому же, их деятельность не лицензируется, поэтому сложно назвать общее число подобных заведений. Есть и абсолютно "теневые" дома престарелых. Известно, что в этом бизнесе уже появляются и сети пансионатов. Например, "Долгожители" кроме Энгельса присутствуют в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Рязани и других городах. У нас в регионе в этот бизнес стали заходить медицинские клиники. Говорят, что в Саратове скоро откроется еще один частный пансионат – на смену тому, из-за которого разгорелся скандал.

Председатель Саратовской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", член Общественной палаты Саратовской области Александр Низовцев не исключает, что местные власти порой и не знают о работе таких заведений. Они размещаются в удаленных коттеджах и без труда заполняются постояльцами по частным рекомендациям. Так как востребованность в таких услугах является, по меньшей мере, высокой.

"Проблема существует и проблема большая. В нашу организацию обращается много семей с просьбой о помощи в уходе за престарелыми или больными родственниками. Люди работают, а за близким человеком нужен постоянный уход. Естественно, они ищут выход. К сожалению, у нас государственных услуг такого рода, в принципе, нет. У нас есть дома-интернаты, но туда надо специально оформляться минимум на полгода, а людям иногда нужен месяц или два", - говорит общественник.

Социальное учреждение для престарелых в Энгельсе

 "Этот рынок услуг необходим"

По данным министерства труда и социальной защиты Саратовской области, в начале октября в 21 стационарном учреждении региона жили 5 039 пожилых людей и инвалидов (с 24 апреля по 19 июля новые постояльцы не принимались из-за коронавируса). В очереди на проживание в домах-интернатах стоят 115 человек – это те, кто предоставил в орган социальной поддержки населения необходимый пакет документов с заявлением и был признан нуждающимся в такого рода социальном обслуживании. К слову, услуги государственных учреждений тоже не бесплатные. Но "стоимость проживания в доме престарелых не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальной услуги", указали в министерстве.

Александр Низовцев вспоминает, что в советские времена в дома-интернаты не оформляли тех стариков, кто имел детей, которые могли бы за ними ухаживать. "Сейчас мышление поменялось. Все направлено на то, чтобы люди зарабатывали деньги. Раньше тоже работали, но отдать престарелых родителей в интернат считалось неправильным. А сегодня мы идем к западному образцу. И, действительно, если хороший пансионат, хорошие условия, обслуживание, медицинская помощь, то это нужно и востребовано. И этот рынок услуг необходим", — убежден собеседник "СарБК".

 И.о. председателя комитета по Защите прав пациентов при Общественной палате Саратовской области, директор "Центра адаптации и реабилитации инвалидов", кандидат медицинских наук Екатерина Пяткина убеждена, что в стране необходимо развивать систему мер государственной поддержки для престарелых. При этом, по ее мнению, стоит ориентироваться именно на уход в рамках дома, семьи.

В наши задачи не входит давать моральную оценку тем или иным явлениям. Заметим, что коммерческая система ухода за пожилыми в том виде, как она сложилась в развитых странах, вовсе не лишена "духовности" и практического смысла. У граждан там есть выбор формы собственности, формата приюта, способа оплаты услуг (собственные и государственные средства). Но доступность, высокий уровень и масштаб потребления подобных услуг позволяет оставлять в экономике сотни тысяч трудоспособных людей – их детей. У нас же сын или дочь разбитого, например, инсультом старика вынуждены садиться у кровати больного, а значит, ставить крест на своей карьере, материальном достатке, а то и семейном благополучии. Или как-то решать вопрос об уходе, нанимая сиделок. Государство ему в этом не поможет. Семья больного инсультом (даже с первой группой инвалидности) будет минимум полгода по линии социального страхования ждать подгузника и противопролежневого матраса (когда уже проблему профилактическими мерами не решить). А тому члену семьи, кто бросит работу ради ухода за больным, государство станет выплачивать… 1 200 рублей в месяц. И их тоже придется долго ждать.

Что ни говори, хотелось бы, чтобы и у наших соотечественников был выбор — самому ухаживать за престарелыми родственниками или доверить их профессионалам, которые, возможно, смогут гораздо более умело удовлетворять их потребности. Правда, последний вариант противоречит российским традиционным семейным ценностям, а также предполагает наличие развитого цивилизованного рынка подобных услуг. А вот тем, кто сдает стариков в подозрительные полуподпольные заведения, действительно, трудно найти оправдание.

 Прибыльный бизнес

Участник рынка, не пожелавший назвать своего имени, подчеркивает, что бизнес по уходу за престарелыми является сложным (если оказывать качественные услуги), но прибыльным. Абсолютных цифр собеседник "СарБК" называть не стал. По оценкам же экспертов "Проекта 60+", выручка среднего заведения в крупном городе, составляет 10-12 млн рублей в год.

Объем российского рынка примерно оценивается в 15-25 млн долларов, его потенциал составляет порядка 150 млн долларов. Будущее этому рынку, считают эксперты, обеспечит интенсивный процесс старения населения.

Фотобанк СарБК

Пансионаты Саратова и Энгельса на своих сайтах сообщают, что сутки проживания в заведении стоят от 900 до 1 400 рублей. Но по факту, если постояльцу установлен зонд, мочевой катетер или трахеостома, ценник после консультаций с менеджером значительно вырастает, нередко до 2 200 рублей за сутки.

Пансионат не тратится на подгузники, одноразовые пеленки, влажные салфетки, пенку для гигиенических процедур (нужна лежачим больным). Все это приобретают родственники.

Частный пансионат может предоставить услуги личной сиделки, за счет клиента, разумеется (час работы сиделки в среднем стоит 100 рублей). В остальных случаях одна сиделка будет присматривать за несколькими постояльцами.

В некоторых пансионатах разница в цене зависит от условий проживания. В отремонтированных комнатах с приличной мебелью, естественно, дороже, в тех, что скромнее – дешевле.

Участники рынка заявляют, что этот бизнес (при условии качественности услуг) требует больших инвестиций. Минимум вложений в проект начинается с 3 млн рублей.

Фотобанк СарБК

Подмена понятий

Кроме изменившихся в обществе взглядов на уход за пожилыми людьми, созданию частных пансионатов поспособствовал Федеральный закон N442 "Об основах социального обслуживания граждан в РФ". В нем говорится о том, что человек, нуждающийся в уходе, может получить его как в государственных домах-интернатах, так и в частных. Для этого последним надо попасть в реестр поставщиков социальных услуг.

Но в Саратовской области, по данным профильного министерства, ни один частный пансионат для пожилых в этот реестр не входит. Тогда как в Санкт-Петербурге, например, еще два года назад субсидии от государства на оказание услуг получали 3 крупнейших частных заведения.

Член региональной Общественной палаты Александр Низовцев говорит: "Саратовские пансионаты могли бы получать от государства субсидии на оказание своих услуг. Министерство социального развития всегда призывает коммерческие заведения к сотрудничеству. Но очевидно, что бизнесу это не выгодно. Им проще взять деньги с частного лица и не отчитываться за каждую копейку. Ведь за получателями субсидий осуществляется контроль".

Александр Низовцев считает, что в Саратовской области цивилизованный рынок услуг по уходу за "маломобильными группами населения" пока не сложился. И неприглядная история с пансионатом "Мирра" в Саратове послужила тому доказательством. Мы уже говорили о том, что в заведении обнаружили массу нарушений. Екатерина Пяткина заявляет: "Я считаю, что в этом случае произошла абсолютная подмена понятий. Люди пытались оказывать услуги дома престарелых, прикрываясь термином "пансион". Но по сути, что такое пансионат? Это частная гостиница, хостел. Человек пришел, пожил, развернулся и ушел. Как можно было оказывать такого рода услуги тем людям, которые нуждаются в круглосуточном уходе и медицинском сопровождении? Как можно было осуществлять эту деятельность без специалиста по уходу, который обязательно присутствует в домах престарелых? И имели ли право ухаживать за больными людьми те сотрудники, которые находились рядом? В социальных учреждениях к таким сотрудникам предъявляются определенные требования".

Собеседники "СарБК" уверены в том, что деятельность частных заведений, которые работают в сфере социального обслуживания населения, должны проходить лицензирование, соблюдать установленные нормы и подвергаться контролю. Тем более, что необходимость соответствующих изменений в законодательстве уже доказали несчастные случаи в частных реабилитационных центрах для людей с алкогольной и наркозависимостью.

Возможные решения проблемы обсуждались на днях в Саратовской областной Думе. Депутат Иван Дзюбан рассказал, что участники встречи решили двигаться по двум направлениям. Первое заключается в исследовании рынка услуг, которое будет вести профильное министерство в сотрудничестве с депутатским корпусом. "Содержание частных домов для престарелых регламентируют два ОКВЭДа. По данным налоговой инспекции, они указаны в перечне видов деятельности у 67 предпринимателей. Это не значит, что все они предоставляют услуги по уходу за пожилыми гражданами. Но сколько из них осуществляют такую деятельность и как именно работают, необходимо выяснить для того, чтобы исключить повторение таких историй", - уточнил депутат.

Второе направление – законодательные инициативы об изменении федерального законодательства. "Федеральный закон о социальном обслуживании дает право предпринимателям на то, чтобы войти в реестр поставщиков подобных услуг. То есть, право на то, чтобы таким образом заявлять о своей деятельности. Было бы разумным заменить это право для организаторов частных пансионатов на обязанность. К слову, такое предложение уже вносилось в Госдуму два года назад, но получило отрицательную оценку правительства. В ответе тогда было сказано, что по закону о предпринимательстве бизнесмены и без того уведомляют госорганы о своей деятельности. Вместе с тем, мы выяснили, что сегодня любой частный пансионат в теории уведомляет только трудовую инспекцию. Но там нас заверили, что за прошедшие два года ни одно заведение о свой работе ведомство не уведомляло. Поэтому считаем, что инициатива сегодня является актуальной".  

Опрошенные "СарБК" эксперты добавляют, что требования к бизнесу по уходу за престарелыми и больными людьми должны быть таковы, чтобы вовсе не отбить охоту развивать новые услуги. Ведь все указывает на то, что потребность в них будет расти.

 

Новые материалы
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x