Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Саратовский профессор завещал свой мозг медуниверситету

  • 15:51, 11 октября 2000
  • Комментариев[0]
Младшая дочь профессора - 71-летняя Наталья Владимировна Масловская - рассказала, что много лет не знала ни про завещание отца, ни про то, что в мединституте хранится его мозг. Она случайно прочитала табличку на одном из сосудов с мозгом, выставленных на кафедре анатомии: "Мозг В.В. Масловского. 11.II.1935 г.". Она была настолько потрясена, что больше ни разу не переступила порог вуза.

Умер от сердечного приступа

О смерти известного земляка саратовчанам сообщила газета "Ленинский путь". На первой полосе только узенькая колонка посвящена прошедшему в те дни VII Всесоюзному съезду советов, на котором колхозники-ударники рапортовали о том, что "благодаря генеральной линии партии Ленина, вдохновителем, которой теперь является великий вождь тов. Сталин, социализм победил как в городе, так и в деревне - окончательно и бесповоротно". Остальное место посвящено ученому. "9 февраля 1935 года в 7 часов 45 минут скончался профессор-общественник мединститута В.В. Масловский". Врач М.П. Кутанин пишет о последних днях профессора:"Работал он неутомимо, не считая часов. Несомненно, что он переутомлялся, забывая о болезни сердца... У него появилась бессоница и тяжелое душевное состояние. Мне, как врачу, пришлось встретиться с ним только в январе. Он был истощен, отечен, находился в раздраженно-депрессивном состоянии, были страхи, угнетенное настроение. После психотерапевтической беседы и гипнотического воздействия его состояние резко улучшилось. Он хорошо поспал, исчезли отеки, появилось желание работать... Однако болезнь шла своим чередом, положение было явно безнадежное, страдания приняли особенно тяжелую форму.... В опубликованном протоколе заседания комиссии по организации похорон сотрудники мединститута хлопочут перед краевыми организациями о присвоении персональной пенсии семье покойного, о сохранении за ней профессорской зарплаты и других льготах. Под заголовком "Мы обещаем" студенты клянутся сдать сессию не ниже, чем на "хорошо". Тут же рядом стоит информация о причинах смерти ученого за подписью коллеги Масловского, профессора Моногенова, проводившего вскрытие.

"Законсервированный" мозг

Мозг Масловского, умершего в 45-летнем возрасте, до сих пор находится на кафедре нормальной анатомии и используется в качестве наглядного пособия. Студенты, рассматривая сосуд с этим препаратом (так медики называют "законсервированный" мозг), даже не догадываются, что он принадлежит великому ученому. Серо-зеленое вещество помещено в герметичный сосуд, наполненный прозрачным раствором формалина. Каждые 15 лет жидкость меняют - со временем она "портится" - мутнеет, становится коричневого цвета.
- Без завещания или разрешения родственников ученые не имеют права "консервировать" мозг человека, - комментирует зав. кафедрой анатомии Владимир Николенко. - В Московском институте мозга хранятся препараты, принадлежавшие Ленину, Сахарову, Эйнштейну, Владиславу Листьеву и многих других известных личностей. Мозг неординарных людей всегда интересовал ученых. Они до сих пор ищут, где же "спрятана" гениальность. Раньше считалось, что интеллект человека, его умственные способности, одаренность зависят от массы мозга. Но мозг писателя Анатоля Франса заставил ученых изменить это мнение. Дело в том, что человеческий мозг, как правило, весит один килограмм двести граммов, а мозг Франса - чуть больше 900 граммов. Если делать заключение о гениальности по соотношению белых и серых веществ, то у Эйнштейна соотношение в сторону белого вещества в 8 раз больше, чем у обычного человека.

У бабушки Масловского был роман с Тургеневым

Нам удалось найти младшую дочь профессора, Наталью Владимировну Масловскую. Она живет в обычном доме, в двухкомнатной квартире. Наталья Владимировна выглядит моложе своих лет. Хрупкая и красивая женщина. Одета просто - шерстяные юбка и кофта, тапочки. Квартира обставлена скромно. Везде царит чистота. В коридоре на стене висит красивое старинное зеркало.
- Мои родители переехали в Саратов из Севастополя в 1925-м году вместе с моей старшей сестрой Ольгой. Он был очень образованным человеком, в совершенстве владел четырьмя иностранными языками. В 29-м году на свет появилась я. Знаете, вспоминая свое детство, я очень плохо вижу в нем отца. Ведь папы не стало, когда мне исполнилось всего шесть лет. Но я прекрасно помню такие моменты, когда отец приходил с работы, одевал меня и мы шли кататься на трамвае - машин-то тогда и в помине не было. Однажды случайно подслушала, как папа рассказывал маме, что его бабушка (помню, что ее фамилия Сабурова) тайно встречалась с писателем Тургеневым.

Печку топили картинами

У нас была семикомнатная квартира, слуги. В одной комнате всегда жил кто-то из папиных друзей. Среди них были такие известные личности, как Хлебников и Мендель. Папа частенько допоздна засиживался в своем огромном кабинете с тяжелой дубовой мебелью, книжными стеллажами. Там у него стояло несколько человеческих черепов. Я совсем не боялась их, иногда украдкой выносила на улицу, чтобы показать своим друзьям. В спальне родителей зимой горел камин, висела большая и очень красивая хрустальная люстра. В комнате сестры бывала редко - Ольга любила порядок и уводила меня играть в гостиную. У нас были слуги, они жили в комнате возле столовой. Папа очень много работал. Он был членом разных научных секций, вел кружки. Мама (она тоже была врачом, офтальмологом) очень переживала за отца - с каждым годом он чувствовал себя все хуже и хуже. У папы с детства было больное сердце. Один из студентов рассказал маме, что отец, поднимаясь по лестнице в институте, стал часто останавливаться и присаживаться на ступеньки, чтобы передохнуть. У него сильно отекали ноги. Но он все равно продолжал работать. После смерти отца мама рассказала, что что когда-то графиня Галицына предсказала папину кончину - именно в 45 лет и от сердечного приступа. Папу похоронили на Воскресенском кладбище. Потом нам еще три месяца выплачивали папину зарплату. Назначили персональную пенсию до нашего с Ольгой совершеннолетия, 350 рублей.
...В 1941 году из нашей квартиры сделали коммуналку. Мы остались в папином кабинете. Во время войны, чтобы не умереть с голоду, продали почти все дорогие вещи - статуэтки, посуду, мамины отрезы на платья. Дрова зимой были роскошью, приходилось топить мебелью и картинами.

Легенда медуниверситета

О том, что отец написал завещание о передаче своего головного мозга университету, Наталья Владимировна узнала много лет спустя. Она училась на последнем курсе геологического факультета СГУ и решила проведать коллег своего отца.
- Помню, шла по коридору. Увидела витрину с колбами, в которых плавают человеческие органы. Взгляд упал на сосуд с мозгом. Прочитала надпись "Мозг В.В. Масловского. 11.II.1935 г.". Мне стало очень плохо. Я выбежала из помещения и больше никогда туда не ходила. Закончив вуз, Наталья Масловская вышла замуж и уехала с мужем в Москву. Ее супруг был военным летчиком. Через несколько лет он умер. Наталья Владимировна вернулась в Саратов к матери вместе со своим сыном. Сейчас у нее есть не только внуки, но и правнуки. Но никто из них не стал врачом. Только старшая сестра Натальи Владимировны пошла по стопам своих родителей. Она умерла 20 лет назад. Дети Ольги Владимировны тоже дали клятву Гиппократа.
В Саратовском медуниверситете до сих пор ходят легенды о том, что профессор Масловский завещал вузу еще и свое сердце. Рассказывают, его жена, Екатерина Яковлевна, узнав об этом, настояла, чтобы сердце похоронили вместе с телом. Но точно сказать, хранится ли в университете сердце Масловского, никто не может.
Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина дня
Еще новости
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x