Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Катастрофа, которой не было

  • 13:27, 17 октября 2001
  • Комментариев[0]
Поселок Увек

Шестое июня 1966-го года ничем не отличалось от обычного будничного дня. Советский народ трудился на благо Родины. Окраина Заводского района, поселок Увек, жил своей обычной жизнью. По железнодорожному мосту то и дело шли грузовые составы стратегического значения. В то время мост был главной транспортной артерией, связывающей центральную Россию и казахскую республику. Его как зеницу ока охраняли даже во время авиационных налетов в период второй мировой войны, специально создав полк зенитчиц.
Начало лета для курсантов Саратовского высшего военного училища летчиков всегда было самым желанным. Именно в это время начинались учебные полеты.
- Я хорошо помню, как со стороны города в небе показался самолет, - вспоминает полковник в отставке Владимир Грибов.
- Правда, летел он как-то странно, то будто зависал на одном месте, то стремительно снижался. Сразу стало понятно, что с машиной не все в порядке. Предположения жителей поселка, наблюдавших за воздушной трагедией, подтвердились: самолет, быстро теряя высоту, летел прямо на железнодорожный мост.
- С противоположной стороны на мост заходил очередной товарняк, - рассказывает Тамара Трофимовна Ларина. - Все были уверены, что самолет напрямую прошьет мост, было даже страшно подумать, что могло произойти.
На Увеке и в 60-х годах была расположена перевалочная нефтебаза. Кругом одни огромные нефтехранилища, на берегу Волги около моста - терминал для заливки нефтепродуктов в танкеры. В случае падения самолета от взрывной волны могла загореться нефть, а это означало одно: от поселка бы не осталось живого места. Самолет вошел в воду буквально в десятках метров от моста, в месте, называемом жителями "ковшом" (с одной стороны - железнодорожный мост, с другой - нефтяной терминал, а с третьей - пляж, железнодорожное полотно и поселок).
- Все случилось довольно быстро, самолет упал камнем, - продолжает Ларина.
Через некоторое время весь берег был оцеплен военными. Весть быстро разнеслась по округе. Там работали водолазы, приезжали большие чины.

Герой

Разбившимся самолетом управлял младший сержант училища летчиков 20- летний Павел Шклярук. Как оказалось, у машины отказали двигатели, самолет падал на жилой поселок. Курсант мог катапультироваться и спастись, но тогда погибли бы люди, ведь внизу были дома. Навсегда останется тайной, о чем говорил летчик с землей. Вероятно, курсант сознательно шел на смерть, он знал, что погибнет. А может быть, это был приказ командования? Поиски не дали результатов: кроме крыльев, водолазам ничего не удалось найти. Тело Павла Шклярука так и осталось погребенным в Волге. Об этом происшествии не было никакой официальной информации. Весть распространялась на уровне слухов, и только через неделю в "Коммунисте" была перепечатана заметка из газеты "Красная звезда" под заголовком "Подвиг над Волгой". Не было даже упоминания, что катастрофа произошла в Саратове, а материал носил партийно-патриотический характер.
- Два дня назад жители одного из волжских городов, - писала "Красная звезда" за 9 июня 1966 года, - стали свидетелями мужественного поступка советского летчика. Они видели, как над городом, снижаясь и плохо повинуясь управлению, летел самолет. Двигатель его работал. Самолет шел в сторону Волги. Едва перетянув через густонаселенный массив, он резко пошел на снижение и упал в воду. Наш корреспондент позвонил в район полетов. Вот что ему сообщили. В тот час над городом совершал учебный полет самолет под управлением курсанта высшего военного училища летчиков комсомольца Павла Шклярука. Полет проходил нормально. Вдруг двигатель начал работать с перебоями, а потом смолк совсем. Доложив о случившемся, курсант стал принимать меры к тому, чтобы завести двигатель. Попытка успеха не принесла. Летчик мог оставить самолет. Но это значило, что машина упадет на город: под крылом лежали кварталы жилых домов, заводы. Пилот решил уйти подальше от города. Впереди Волга - единственное место, где падающий самолет никому не причинит беды. Никому, кроме летчика. Но о себе в этот миг он не думал. Воды Волги погребли самолет вместе с летчиком.
Павел Шклярук учился летному мастерству в группе офицера В. Евреинова. Командир и товарищи по учебе характеризуют его как пытливого, неутомимого в учебе человека. Он мечтал о голубых дорогах, о стратосферных высотах и сверзвуковых скоростях. В критической обстановке он поступил, как подобает советскому летчику: пожертвовал своей жизнью ради жизни других.
Погибший летчик - младший сержант Шклярук - приехал в Саратов из Одессы, там он занимался в авиационно-спортивном клубе. Как вспоминали сокурсники и командиры, он всегда бредил небом. Очень любил прыгать с парашютом, имел разряд по планерному спорту. Отзывы о нем были самые хорошие: верный товарищ, готовый прийти на помощь, дисциплинированный и целеустремленный курсант. "Такой человек просто не мог поступить иначе," - после трагедии сказал полковник Трофимов. В то время иначе не мог поступить никто, такое уж было время - героев и романтиков.
После того как уехали водолазы, мальчишкам разрешили приходить на берег. Через несколько дней на берегу Волги жители видели немолодую женщину в черном, которая с надеждой смотрела на воду, будто река могла вернуть ей сына.

Добавить в избранные источники Яндекс.Новости и Google Новости
Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Картина предыдущего дня
Еще новости
Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют...
Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 17 октября 2001
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x