Выбор редакции
Комментарии
Новости
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Четыре свадьбы и похороны

  • 00:43, 18 января 2006
  • Комментариев[0]
Если как следует раскрутить цепочку ДНК, все мы - немного родственники. Тоже и с автомарками - пример тому подозрительные однофамильцы: Daimler немецкий и Daimler английский. В январе исполняется 110 лет британской Daimler - излюбленной марке принцев, невест и усопших.
Ирония в том, что британский автопром не только закончился немцами (Rolls, Bentley, Mini...), но и начался, по сути, с них. Первые английские авто рождались с немецким сердцем, благо сам Альбион в XIX веке плелся далеко в хвосте автопрогресса.
Викторианская Англия не жаловала пионеров авто, относясь к ним чуть суровее, чем к феминисткам, и чуть теплее, чем к геям.
Так, в 90-х скорость для автомобилей была всё ещё ограничена в 6 км/ч, а впереди машины согласно закону Red Flag Act должен был идти человек с флажком, предупреждая о приближающемся 'зле' (странно, что англичане не додумались обязать его носить и сахарницу, чтобы задабривать лошадей с пешеходами).
Удар по мракобесию - отголоску борьбы с паровыми машинами - нанес Daimler. В начале 90-х некий Симмс (Frederick R. Simms) организовал синдикат, получивший у Готтлиба Даймлера (Gottlieb Daimler) патент на использование и постройку его двигателей. Патент приобретался с именем.
Английская Daimler Motor Company Ltd. Была основана в январе 1896 года, но уже с участием Гарри Лоусона (Harry J.Lawson), джентльмена со связями (среди первых покупателей 'дэймлеров' - сам принц Уэльский). Считается, что именно интриги Лоусона привели к оперативной отмене Red Flag и прочих антимоторных законов. В 1897 году предприятие в Ковентри выдало первые серийные британские авто с шасси, содранным у французов, и двигателями, взятыми у немцев. Спустя год принц Уэльский подъехал на Daimler к Парламенту - выходка, на которую до него не решался никто.
Вскоре скончалась королева Виктория, и машина принца стала машиной короля.
Теперь консерватизм англичан работал на Daimler - корона редко меняла марки (Jaguar прокрался к трону лишь в 50-х, 'спрятавшись под юбку' принцессы Елизаветы, а вскоре в свиту вошёл Rolls-Royce).
Первые 'Дэймлеры' имели двухцилиндровый двигатель мощностью в 4 л.с. и разгонялись до 38 км/ч. Чуть позже появились четырех- и шестицилиндровые модели. Но по-настоящему английское ноу-хау восторжествовало, когда Daimler перешел на бесклапанные двигатели системы Найта (Charles Knight). Они славились тишиной, на материке такие двигатели стали визитной карточкой французской фирмы Panhard.
В 1910 году Daimler приобрела компания Birmingham BSA, также строившая авто, но в основном для армии. К Первой Мировой войне от немцев в фирме осталось одно имя, да и его германцы потом не раз поминали бранным словом - моторы Daimler двигали первые танки 'Большой Вилли' в исторической атаке на Сомме, а под облаками 'истребители цеппелинов' BE12 с движками Daimler травили немецкие дирижабли. Что только не дала фирма фронту: тягачи, трактора, мобильные кинотеатры.
В 20-х Daimler прославился новым двигателем Double Six конструкции Лоуренса Помероя (Laurence Pomeroy), соединившем две рядных 'шестерки' от модели 25/85 HP так, что получился V12.
Фирма активно экспериментировала с трансмиссией и подвеской, развивая под консервативной скорлупой прогрессивную начинку.
Статус кареты королей открыл 'Дэймлерам' двери в монаршие семьи по всему свету и в гаражи всех, кто жаждал им подражать. В стройных величественных Double Six и Straight 8 множество царьков по всей Британской империи принимали парады, ускользали от мятежников и даже охотились на тигров. Кузова из серебра, древесина на вес золота, кожи животных из 'красной книги'...
Между войнами Daimler успел приобрести Lanchester - фирму, построившую первый истинно британский автомобиль. Правда, для последней это означало судьбу Bentley в хвосте Rolls. Во время Второй Мировой Daimler - крупный производитель бронетехники. 'Люфтваффе', утюжившие Ковентри, на 70% превратили завод в руины, но прервать производство так и не смогли.
После войны новинка сменяла новинку: Conquest, Regency, Majestic, Van den Plas Princess, множество частных капризов на их базе вроде Gold Straight 8 для леди Докер 1951 года с инкрустацией из золотых искр (сегодня драгоценная 'шкатулка' идет за $225 тыс.)
В те годы Daimler и обрел узнаваемые линии изящного бабушкиного сундука.
Перемены подкрались незаметно. Под предлогом страданий от частых поломок молодая королева задвинула Daimler в пользу Rolls-Royce. Монархи стали разоряться, стиль жизни помолодел, а спрос на сундуки стал быстро таять. Daimler оттеснялся в сегмент свадебных и похоронных лимузинов, а августейший статус мешал маневру со стилем и ценой. Разве что в начале 60-х фирма вывела на рынок спорткар SP 250 по прозвищу Dart с кузовом из стеклопластика, разгонявшийся до 190 км/ч.
В 1960 году Daimler приобрел удачливый любимец королевы хозяин Jaguar Уильям Лайонс. Именно он ваял Daimler Limousine 1968 и сохранил в нем родовые кузовные черты. Эта модель продержалась до 90-х, но основой марки стала люксовая версия седан Jaguar XJ - Sovereign. От собственно Jaguar ее отличал ребристый радиатор, интерьер и пара мелочей.
Daimler на самом деле повезло: XJ оказался силуэтом на все времена. Спрос на него вернул почти околевшую марку к жизни в прошлом году: во Франкфурте презентовали Super Eight с двигателем V8 в 390 л.с. и кузовом едва не похороненного XJ.
Вероятнее всего, Daimler на годы оставлен в принц-консортах при 'ягуаре', и все же сбрасывать со счетов родные аэродинамические 'дэймлеры' пятидесятых не стоит. В этих бескрайних силуэтах с узнаваемыми линиями шлейфа королевского платья что-то есть. Очень может быть, что у них стоит кое-что 'занять'.

об этом сообщает Газета.ru КОРОНАВИРУС В САРАТОВЕ И ОБЛАСТИ
Новости, комментарии, что делать и как не заразиться?

Стали свидетелями интересного?
Снимайте на телефон, присылайте в редакцию, читайте на СарБК.
Комментарии - 0
Сортировать
  • По рейтингу
  • По дате
Комментариев нет, вы можете оставить первый комментарий.
Картина дня

Темы недели: первый зам мэра, Качев снова в деле, третья жизнь "Спартака" Темы недели: первый зам мэра, Качев снова в деле, третья жизнь "Спартака" В Саратове продолжают тасовать партийно-властную колоду. В ней смешивают и меняют местами функционеров разного ранга - только недавно выбранный в облдуму Сергей Грачев переходит на работу в мэрию. Потухшее было уголовное дело экс-главы ГУ МЧС Игоря Качева разгорается с...
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 18 января 2006
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x