Экономика

Топливный акциз. Нефтяники начинают и выигрывают

  • 06:12, 23 мая 2011

Напомним, многие регионы почувствовали дефицит бензина еще в апреле, цены на него подпрыгнули (и продолжают расти — например, в Туве, поднялись уже до 70 руб. за литр топлива), на автозаправках выстроились очереди.
В нашем регионе катастрофического роста и очередей на автозаправках, положим, нет. Однако отмечаются панические настроения.

"Цены выросли в среднем процентов на семь, дефицита топлива в регионе нет, но, конечно, автомобилисты испытывают недовольство. Говорят: бензин стоит, как в США, куда мы его продаем. Раз продаем, значит, он уже у них с наценками. А в России топливо — свое, собственное. Так почему же цены одинаковые?", - комментируют наблюдатели.

ФАС предлагает повысить экспортные пошлины на бензин до уровня 0,9 от пошлины на нефть и снизить акцизы на топливо при цене нефти выше $90 за баррель и отменить планируемое на 2012-2013 годы повышение топливных акцизов. Как сообщала ФАС ранее, установленный ступенчатый рост акцизных ставок будет приводить к росту цен на топливо на 6-8% ежегодно, говорит "Коммерсантъ". Соответствующие поправки к налоговому кодексу уже подготовлены и направлены на согласование в правительство.
Таким образом, видимо, чиновники "извиняются" за введенные ранее ограничительные санкции на экспорт российского топлива за границу, вступивший в силу с 1 мая, которые, не исключено, продлятся и в июне. Одним из результатов, на который наверняка рассчитывают антимонопольщики, должно стать снижение цен на бензин в России.

"Акцизы, без сомнения, влияют на стоимость топлива. В случае увеличения налога цены на что бы то ни было обычно поднимаются. В случае уменьшения, мне думается, они должны понизиться. По крайней мере, на это можно надеяться", - комментирует председатель саратовского филиала всероссийского общества автомобилистов Дмитрий Зиновьев.

По мнению многих, в данной ситуации можно в целом утверждать, что "ручное управление" топливно-эноргетическим комплексом показывает свою ущербность.

"Такое поведение доказывает - "ручное управление" отраслью неидеально и вызывает сомнения. Снижение акцизов вводится, чтобы производителям было выгоднее работать на внутреннем рынке. Думаю, это правильное решение, в связи с ограничением экспорта", - считает гордеп Алексей Полещиков.

Однако не все относятся к инициативе ФАС настолько оптимистично. Промышленники оценивают не только положительный эффект, но и возможные трудности. Не исключено, инициатива приведет к уменьшению дефицита топлива на российском рынке (у производителей просто не останется выбора, куда поставлять нефтепродуктпродукт). Однако снижение цен, на которое рассчитывают автомобилисты, вызывает сомнения.
Во-первых, потому, что эта гипотеза в целом противоречит одному из законов бизнеса — зарабатыванию денег.

Стоимость топлива, равно как и любого ресурса складывается из нескольких составляющих: себестоимости, налога и той самой "накрутки", ради, которой, собственно, затевается любое предприятие. Снижение налога, разумеется, облегчает работу любой структуры, однако не свидетельствует о снижении стоимости продукта. Снижается налог, а значит, даже в случае сохранения прежнего оборота продукции и цены, растет прибыль. Какой разумный бизнесмен будет снижать стоимость в ущерб себе? По крайней мере, в добровольном порядке. О каких-либо контролирующих этот вопрос мероприятий никаких сведений нет.

Во-вторых, за счет снижения акцизов уменьшится и доходная часть бюджета. Не повлечет ли это увеличение каких-либо других статей?

Введение подобной системы позволит защитить внутренний рынок, и даст на выходе более низкую цену для потребителя. Однако, по моему мнению, стабилизация российских цен на бензин связана не только с акцизами. Большое значение имеет совершенствование системы мониторинга экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Положительным моментом инициативы ФАС является также уменьшение налоговой нагрузки для потребителей топлива в период повышения мировых цен на нефть свыше 90 долларов за баррель. Однако, не стоит забывать, что такие налоговые уступки повлекут уменьшение доходной части федерального бюджета, которому предстоит увеличение социальных расходов.