Экономика

Декоративный МРОТ. Минимальная минималка

  • 05:38, 31 мая 2011

Приманка для избирателя
По большому счету влияние российских профсоюзов на рост МРОТа не столь уж велико. Было бы реальное влияние – отстояли бы свои претензии на МРОТ в 5600 рублей, о чем где-то половину 2010 года трубили всему белому свету; и, более того, отследили бы готовность работодателей реально не платить сотрудникам зарплаты ниже этого уровня. А на самом деле это Владимир Владимирович Путин неоднократно и уверенно говорил о том, что МРОТ будет расти параллельно росту инфляции. К концу года с цифровым обозначением инфляции традиционно надо было определяться. А тут как раз за три дня до Нового года состоялось плановое подписание вышеупомянутого Генерального соглашения между объединениями российских профсоюзов, работодателей и собственно российской исполнительной властью с вышеупомянутой же целью – совместно содействовать оживлению посткризисной экономики. Так что лучшего случая объявить о повышении "минималки" и придумать сложно. В связи с чем премьер и объявил: повысится с 1 июня наступающего года, на 281 рубль, с итоговой суммой 4611 рублей. То есть в российском правительстве МРОТ решили поднять на 6,5 процента. Из чего следует, что инфляция в 2011 году оптимистично-ожидаемо будет балансировать на этом же уровне. Для СМИ премьер сделал заявление: "Такое повышение будет способствовать общему росту зарплат и в бюджетном секторе, и в целом по экономике. Особенно для тех работников, чей труд оценивается, мягко говоря, не слишком высоко". Насчет объемов нового МРОТа тоже кое-что сказал: "Сумма, конечно, очень скромная, но, в соответствие с действующим законодательством, она имеет определенное значение".

За полтора месяца до назначенной даты в Саратовском областном правительстве его председатель и губернатор Павел Ипатов провел рабочее совещание, на котором обсуждался вопрос повышения зарплат в бюджетной сфере. Губернатор подтвердил, что с 1 июня бюджетникам действительно сделают перерасчет на 6,5 процента в сторону повышения, и что на эти же проценты возрастет «минималка» и это соответствует аналогичному уровню инфляции. Соответствующие средства в региональном бюджете, как сказал губернатор, для этого предусмотрены. Кроме того, губернатор столь же оптимистично пообещал еще несколько повышений зарплат в течение года по некоторым отраслям в бюджетной сфере, а, кроме того, поручил ключевым министерствам произвести расчет относительно дальнейшего роста бюджетных зарплат в 2012 году, сделав акцент: «Прошу рассчитать с учетом опережения инфляции». То есть от тенденции «быть впереди планеты всей» не отступил и здесь. Но относительно МРОТа в региональном правительстве определились позже, как раз в мае, когда уже стало окончательно ясно: общероссийское повышение произойдет неминуемо, и случится это 1 июня. Экспериментировать здесь не стали, так что саратовская "минималка" назначена в том же общероссийском объеме: 4611 рублей. По законодательству у регионов, кстати, есть право устанавливать свой МРОТ, но не ниже общероссийского. В Москве, например, МРОТ составляет 10 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 7 тысяч; но это на российских необъятных просторах, скорее, исключение из правил, в основном же регионы принимают установленный федеральный стандарт.

В третьей декаде мая Госдума утвердила соответствующие поправки в федеральное законодательство о труде. Верхняя палата также отнеслась сочувственно (еще бы, если сам Путин велел!), и, таким образом, повышение МРОТ на 6,5 процента с 1 июня 2011 года можно считать делом окончательно решенным. Более того, спикер ГД Борис Грызлов посмотрел еще дальше – в осень 2011 года, относительно которой предупредил, что "следующее повышение МРОТа может произойти уже осенью". То есть в разгар избирательной кампании в Госдуму. Туда же, в предвыборную осень, посмотрела и думская фракция ЛДПР, выдвинув лозунг "Поднять МРОТ до 5960 рублей!". Интересно, поведется ли избиратель на эту приманку? И вообще, стоит ли игра свеч?

Ради хорошей мины
В словарях, в частности, в интернет-энциклопедии Википедия МРОТ определяется как "официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки; величина МРОТ не обязательно должна быть привязана к прожиточному минимуму, она, скорее, определяет финансовые возможности государства". Иначе говоря, величина "минималки" дает представление собственно о цене рабочей силы на рынке труда. Что имеет большее значение, скорее, для государства, чем непосредственно для участников этого рынка. Дело в том, что государство о МРОТе не забывало никогда, и какие бы сложные времена страна не переживала, статистика по "минималкам" скрупулезно фиксировалась. Так, в июне 1991 года МРОТ составлял 70 руб.; в октябре 91-го – уже 180. В течение 92-го года МРОТ повышался трижды: до 200, 342 и 900 руб. В 1993 году МРОТ подрастал четырежды – от 2,2 тыс. руб. до 20,5 тыс. руб., что свидетельствует о соответствующем уровне инфляции. Дальше – больше: в 1995 году МРОТ повышали 5 раз, до цифры в 60,5 тыс. рублей. Зато в год деноминации – в 1998-й – МРОТ вернулся чуть ли не к былым социалистическим показателям: на уровень 83 руб. 49 коп. И далее понеслось по новой: 132 рубля, 200, 300, 450, 600, 720, 800… За тысячу перевалило в 2007 году: МРОТ достиг 1100 руб. В 2009 году МРОТ был установлен на уровне 4330 рублей, и вот, наконец, дожили: 4611.

Власть, для которой МРОТ, безусловно, больше, чем "просто минималка", трактует очередное повышение в позитивном ключе. В частности, как гарантии для наименее обеспеченных работников не опускаться ниже черты бедности. Властям же МРОТ дает возможность манипуляций с, и без того не имеющим ясного определения, уровнем бедности. То есть МРОТ имеет прямую привязку к статистике по "малообеспеченному населению, проживающему ниже прожиточного минимума", в связи с чем его величина подгоняется под объемы, которые не выводили бы "уровень бедности" за уже привычные официальные 13 процентов. Иначе говоря, позволяет власти держать хорошую мину при плохой игре. Это основная причина, по которой государство уделяет столь трепетное внимание минимальному размеру оплаты труда, не жалея времени и сил на пропаганду его значимости. И поэтому наш МРОТ действительно минимальный из минимальных, поскольку будь иначе, процентное соотношение малообеспеченного населения пришлось бы существенно пересматривать. Так что российский уровень "минималки", не смотря на то, что за последние 10 лет он наглядно вырос в 32 раза, не выводит Россию по уровню минимальной оплаты труда с обочины мировой цивилизации, и она в этом плане по-прежнему остается на задворках Евросоюза. Для сравнения: «минималка» в Португалии – 470 евро, в Испании – 660 евро, во Франции – 1254 евро, в Ирландии – 1403 евро, в Люксембурге – 1570 евро. Российские 4611 рублей – это примерно 110 евро, в расчете на преимущественно сопоставимые цены на продукты питания и услуги при несопоставимом качестве и уровне жизни.

В пересчете на американскую валюту наш новый МРОТ – примерно 155 долларов. По сути это в 9 раз меньше, чем в США, где в кризисное лето 2009 года было принято решение поднять американскую «минималку» до 7,25 доллара в час. Таким образом, если рабочий день там, как и у нас, восьмичасовой, получается 58 долларов в день, или 1160 долларов в месяц. Меньше, чем в некоторых странах Евросоюза, но все равно это та гарантия, которая защищает американского работягу несравненно надежнее, чем ориентирующегося на МРОТ российского бедолагу. Теперь о ценах на продукты в США, со ссылкой на Академию трэйдинга MasterForex: килограмм хлеба – от 1 до 4 долларов, мясо – 4-9 долларов, курятина (кг) – 1-1,5 доллара, и т.д. В целом на продукты среднестатистическая американская семья тратит от 10 до 20 процентов семейного бюджета, в то время как в России бюджетная статья "пропитание" - самая затратная. В общем, если сказать, что МРОТ в России в 9 раз меньше, чем в США, зато курица дороже в два раза, это, по-видимому, будет и наглядно, и близко к истине. Но если в США "минималка" устанавливается специальным законом "О справедливых трудовых стандартах", принятом в 1938 году, который абсолютно жестко регламентирует приемлемый минимум как для работодателя, так и для наемного работника, то наш МРОТ – находится в несколько ином правовом статусе. Особенность этого статуса в том, что он сам по себе не определен в этом же правовом пространстве. То есть его можно соблюдать, а можно и не соблюдать. И это, однако, при том, что рекомендация к соблюдению прописана как в трудовом законодательстве, так и в административном. В последнем, правда, есть не слишком бросающаяся в глаза оговорка, что для соблюдения правил игры все же желательно наличие коллективного договора, а в первом – не предусматривается ответственность за несоблюдение. В связи с чем работодатель, вступая в отношения с наемными работниками, не лишен возможностей диктовать именно свои условия, и если в его намерения не вписывается платить зарплату, по крайней мере, не меньше "минималки", то он и не будет платить. Воздействовать в данном случае на него весьма проблематично, разве что взывать к совести. Но, как правило, в трудовых отношениях совесть – не главный аргумент. Можно, впрочем, апеллировать к налоговым службам, прокуратуре или, допустим, гострудинспекции; не исключено, что данные инстанции вмешаются и обяжут работодателя выплачивать положенный минимум. Судьба же работника, добившегося правды и справедливости именно таким путем, незавидна – в 99 случаях из ста работодатель немедленно с ним расстается, едва проверяющие инстанции покинут пределы подведомственной ему территории.

Функция декларативная, она же декоративная
Поэтому есть подозрение, что с точки зрения какой-то нравственной основы повышение МРОТа, мягко говоря, бесполезно. Работодателю в большинстве случаев в принципе безразлично, какой у нас сегодня МРОТ и с чем его едят. Государство, кстати, насчет этого в курсе, иначе бы более серьезно озаботилось его дальнейшей судьбой после запуска в жизнь. Тем более что еще не паханное в этом плане правовое поле вполне позволяет это сделать. Но, как уже говорилось, собственно внедрение МРОТа в жизнь государство интересует не слишком, потому что лично оно с МРОТом связывает другие надежды – вывод реальной бедности из статистики и демонстрацию, так сказать, «заботы о трудящихся». Несколько лет назад, правда, когда «минималка» еще не дотягивала до тысячи, ее использовали в административных целях, например, беря за основу при начислении штрафов. В настоящее время эта практика прекращена, так что за МРОТом осталась только его чисто декларативная функция, она же декоративная.

Таким образом, на рынке труда непосредственно для его участников, с учетом чисто наших специфических условий, МРОТ в основном бесполезен и бессмысленен. Будь он хоть семи пядей во лбу, то есть вырос бы аж до 9 тысяч, как предлагают иные горячие головы, с точки зрения его реального использования он по-прежнему был бы бесполезен, в том числе и для государства, в частности, для фискальных органов. Поскольку работодатель в любом случае нашел бы способ увильнуть: набирал бы кадры "в темную" (без договоров и пр.), платил бы зарплату в конвертах, вел бы двойную бухгалтерию, и т.д.; то есть занимался тем, чем он занимается всегда, когда у него есть намерения получить большую пользу малой ценой. Возможно, единственное, что здесь помогло бы – абсолютно неминуемая уголовная ответственность. Но чего нет, того нет. Не исключено, как раз оттого, что экономически МРОТ тоже ничего не решает. Дело в том, что его неиспользование не наносит вреда экономике, завязанной на низкой производительности труда, архаичной отсталости технологических процессов и ориентированной скорее на импорт, чем на производство. Более того, и убогая малость "минималки" чаще всего объясняется тем, что и производительность труда у нас, извините, не на высоте. То есть, граждане трудящиеся, платят вам так, как вы работаете, а МРОТ существенно повысить можно будет только тогда, когда одновременно произойдет повышение производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции. А, с другой стороны, делать какие-то подвижки в этом направлении для завязанной на импорт архаичной экономики также нежелательно, поскольку сия промышленная революция тут же обвалит сотни убыточных предприятий, а рынок труда задохнется от безработицы. В связи с чем у государства появится новая головная боль. Так что в этом замкнутом производственно-экономическом цикле все и вертится, в этот цикл МРОТ органично и вписан, а его размер на самом деле существенного значения здесь не имеет – это, скорее, средство пропаганды, чем действующий экономический инструмент в регуляции трудовых отношений.