Общество

Минус миллиард. Скимминг против банковских карт

  • 06:40, 4 октября 2011

В конце прошлой недели, как сообщило агентство "Прайм", в ВТБ 24 подтвердили факт мошенничества с банковскими картами в подмосковном Серпухове. По предварительным данным, сумма ущерба составила около 1,5 млн руб. В кредитной организации пояснили, что пострадавшие клиенты стали жертвами скимминга — кражи данных карты с помощью специального считывающего устройства, установленного в одном из уличных банкоматов Серпухова. "От скимминга страдают многие банки, и наш не является исключением", — цитирует агентство слова представителя ВТБ 24.

Действительно, количество и объемы мошеннических трансакций в нашей стране неуклонно растут год от года. Как сообщил в пятницу в своем докладе на международной конференции "Банковские карты: эффективный бизнес", организованной Ассоциацией региональных банков России, начальник сектора департамента безопасности Газпромбанка Николай Пятиизбянцев, объем потерь от карточного мошенничества в России за первое полугодие 2011 года вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По его мнению, если динамика роста будет сохраняться и во втором полугодии, то по итогам года объем потерь вырастет почти на 1 млрд — до 2,368 млрд руб.

Пятиизбянцев сообщил, что львиная доля мошеннических трансакций (58%) происходит через POS-терминалы. На втором месте — банкоматы (40%). На третьем — электронная коммерция (2%). Вместе с тем он отметил, что объем потерь через электронную коммерцию в нынешнем году значительно увеличился: банки все активнее начинают заниматься интернет-эквайрингом.

Если рассматривать среднюю сумму одной трансакции, то наиболее высока она при мошеннических операциях, проводимых через банкоматы, — 239 долларов по итогам 2010 года. "Средний чек" при электронной коммерции составлял 201 доллар, а через POS-терминалы в торговых сетях — 147 долларов.

По данным АРЧЕ (Ассоциации российских членов Европей), большинство случаев мошенничества через банкоматы приходится на скимминг. За ним с небольшим отрывом следуют физические атаки на банкомат (взлом или хищение) и установка вредоносного программного обеспечения. В прошлом году в России на общее количество банкоматов — 97 тыс. штук — было зарегистрировано 250 мошеннических инцидентов, из них 140 случаев установки считывающих устройств. В среднем потеря на один банкомат составила 190 долларов (5 757 руб.). Согласно информации АРЧЕ, 28% случаев скимминга приходились на банкоматы производства NCR и по 24% — на устройства прочих производителей (Diebold, Wincor Nixdorf и другие).

Традиционно самые высокие показатели по количеству скимминговых трансакций — в Москве (51%) и Санкт-Петербурге (12%). По мнению Пятиизбянцева, это объясняется развитой инфраструктурой и большим количеством банкоматов. На третьем месте — Краснодар (10%). Затем идут Ростов-на-Дону (6%), Тольятти (4%) и Смоленск (3%). Оставшиеся 14% приходятся на остальные российские города.

Пятиизбянцев указал, что денежные потери при мошенничестве через банкоматы в 2009 году составляли 348 млн рублей, в 2010-м они выросли до 558 млн. Прогнозируемые "банкоматные" убытки по итогам 2011 года — 2 млрд рублей.

"У нас большие законодательные пробелы, — отметил Пятиизбянцев из Газпромбанка. — Преступление считается таковым, если оно описано в законодательстве. А скимминг и фишинг в Уголовном кодексе не фигурируют". Он добавил также, что на этапе подготовки к преступлению мошенников поймать трудно: "Например, за факт установки скиммингового устройства в банкомат, по нынешнему законодательству, наказание минимальное. В УК это трактуется как покушение на преступление. То есть реально человек не "сядет".

Участники конференции обратили внимание на то, что современные скимминговые устройства очень отличаются от тех, какими они были года три назад: сейчас это приспособления промышленного изготовления. Порой они бывают настолько незаметными, что их не видят даже инкассаторы. Представитель Газпромбанка отметил, что противодействовать мошенникам можно было бы с участием производителей банкоматов, если бы те несколько изменили конструкцию своих аппаратов — так, чтобы в них невозможно бы было поместить скимминговое устройство.

Выступавший на этой же конференции региональный менеджер Visa по странам СНГ и Восточной Европы Павел Стромский сообщил, что платежная система для банков имеет ряд решений, позволяющих противодействовать карточным мошенникам. Однако он подчеркнул, что кредитные организации сами должны занимать активную позицию по этому вопросу, в частности переходить на чиповые технологии и проводить разъяснительную работу со своими клиентами — держателями карт. "Был такой случай, — рассказал он. — В одном банкомате было установлено скимминговое устройство, но, очевидно, оно было плохо закреплено и в какой-то момент выпало. Клиент, собиравшийся провести операцию, поднял это устройство, вставил обратно в банкомат, а потом отправил туда же свою пластиковую карту…"