Культура

"Ромовый дневник". Записки киномана

  • 06:47, 21 октября 2011

Молодым людям свойственно мечтать. Особенно при выборе университета, или, что хуже - уже в начале карьеры. Наверное, большинство врачей думает - вот он я, в белом халате, со скальпелем в одной руке, зажимом в другой, оперирую. Случай тяжелый, но я смогу спасти жизнь. Или милиционер - в пистолетом в одной руке, другой прячет за спину симпатичную девушку - в прицеле шайка террористов.
Журналисты тоже делятся на несколько категорий - это или отважные репортеры "горячих точек", или гламурные "писаки" отдела культуры популярного журнала. Реже - расследуют коррупцию и выводят на чистую воду негодяев.
Но самый популярный, любезно навязанный масс-медиа образ "акулы пера" - это вечно страдающий от передозировки алкоголя или наркотиков, с красными глазами, недосыпом и вечной сигаретой во рту журналист, ночами создающий едкие, полные сарказма и неприкрытых оскорблений статьи. Таким и выступает Пол Кэмп, олицетворяющий Хантера Томпсона, идола целого направления СМИ - гонзо-журналистики.

Знали бы читатели, сколько статей написано с похмелья
20 октября 2005 года застрелился один из знаменитых журналистов США - Хантер Томпсон. Ровно через шесть лет на экранах России появляется фильм "Ромовый дневник" по одноименному автобиографическому роману. Если ничего не слышали о гонзо-журналистике, романтиках свободы творчества и атмосферном алкогольном угаре - тогда прямая дорога в кинотеатр. Расскажут, как сделать выбор, покажут, как не получается бросить пить, заставят подумать - а что вообще такое это - гонзо... Кстати - книга называлась "Дневник под Ромом". Привет переводчикам.
Странно было смотреть кино про человека, который искренне ненавидел все ханжество, неправдобоный блеск современного "искусство", снятый в Голливуде. Человек обожал дух 60-х, с его атмосферой свободы и желания существовать разнузданной и дикой жизнью. В результате кино про него снимают люди, которые боятся назвать негра негром, воров - ворами, а политкорректность считают лучшим человеческим достоянием, поливая это явление розовыми соплями.
Двоякий и своеобразный фильм.

Хантер Томпсон "Страх и ненависть в Лас-Вегасе": Пресса - банда жестоких п****в. Журналистика - это не профессия или ремесло. Это дешевая забегаловка, прибежище всех посланных на х** писак и неудачников - потайной вход в отхожее место жизни, гнусная, истекающая мочой маленькая дырка, которую просмотрел инспектор по строительству, но достаточно глубокая для пьяниц, отползающих с тротуара и мастурбирующих над ней, как шимпанзе в клетке зоопарка.

По сюжету - Конец 50-х. По мнению многих талантливый журналист Пол Кэмп приезжает в Пуэрто-Рико. Поменяв гламурный и глянцевый Нью-Йорк на обилие дешевого рома, дешевых девушек, Кэмп опять впадает в творческий кризис. Вместо интересных статей ему поручают составлять гороскопы и скушные прогнозы. Но тут "акулу пера" замечает бизнесмен-мошенник, который предлагает подработать, обслуживая интересы шайки бизнесменов, планирующих незаконно строить гостиничный комплекс на берегу океана. Что делать?
Кэмп в свойственной ему манере сразу же заводит нужные знакомства, неограниченно поглощает алкоголь и никотин... В общем-то, все. Фабула проста - несколько комедийных моментов, практическое отсутствие драматических элементов, совсем маленький внутренний кофликт. Да, кино атмосферное, Джонни Депп с ролью справился чудесно, хоть и очень похож на Джека из знаменитых "Пиратов Карибского моря". Но нужно заметить, кривляется совсем чуть-чуть, что его не портит, а наоборот, придает некий шарм находчивого парня. Все дело в необычной внешности и выразительной мимике - наверное, только этим картина привлечет в залы большое количество зрителей. Но речь о другом.

Gonzo

Википедия: Гонзо-журналистика (англ. Gonzo — рехнувшийся, чокнутый) — направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.

Для Голливуда 2011 год - фильм пусть и не откровение, но где-то на грани. Рейтинг R (лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого) - много алкоголя, немного наркотиков, маргинальные персонажи, атмосфера безумия и шизофрении. Да, все это похоже на творчество Хантера Томпсона - но со сглаженными углами. Пол Кэмп попробовал новый наркотик - зрителей вокруг шокирует это. Редакция газеты - прокуренная навечно темная комната. Пьют - все. Много, до безобразия много. Как же так? Разве так можно? Фу, как это неправильно. Такое чувство испытываешь, когда собеседник с гордостью говорит - я могу выпить три рюмки! И смотрит на тебя - вот, мол, какой я мужик. А ты смотришь на него и молчишь - ты-то можешь выпить и три бутылки, но хвалиться этим - странно.
Обидно, что большинство в кино увидят разве что нескольких алкоголиков, бездумно тратящих на развлечения жизнь.
Ведь суть и фильма, и масс-медиа-жизни Хантера Томпсона в другом.

Джонни Депп, киноактер: Хантер все еще безнадежно пытался найти Американскую мечту, когда она уже испустила последний вздох. Он искал ее с остервенением, надеясь, что Мечта все еще существует, но все, что он нашел, - это безумие, лезущее изо всех щелей, двигающееся во всех направлениях и охватившее все общество, трагедию и паранойю, алчность и ненависть.

P.S.
Кстати, термин "Gonzo" где-то в США означает буквально вот что - человек, который после продолжительной пьянки последним остается на ногах. И не надо спрашивать, откуда знаю - не помню.

P.P.S.
Пол Кэмп (Хантер Томпсон): Люди такие странные - единственные живые, кому нужна помощь Бога, но ведут себя так, словно его нет.