Общество

Интернет-бронирование. Западня удобных сервисов

  • 10:35, 23 ноября 2011

Авиабилеты
Одна из сфер, которая первой приобщилась к электронизации, - туризм, и прежде всего - транспорт дальнего следования: самолеты, пароходы, поезда. Впрочем, авиаперевозки — прежде всего. Cайты по продаже авиабилетов делятся на три группы. В первую входят сами авиакомпании, продающие билеты на свой рейс, во вторую - агентства, продающие билеты, в третью - справочные сайты, которые собирают информацию по разным агентствам и авиакомпаниям и потом предлагают лучшие варианты. Последние, по идее, должны выполнять всю работу по поиску комбинаций за пользователя и выдать весь перечень вариантов, начиная с самого выгодного и удобного во всех отношениях. Однако пользователи сообщают, что нередко с такими ресурсами возникают проблемы. Конечно, искать самые дешевые авиабилеты лучше по сайтам третьей группы - справочным сайтам. Они, по идее, должны делать всю работу по поиску самых выгодных комбинаций. Однако «помощник» «помощнику» рознь: один выдает самые низкие цены, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что все выгодные билеты уже давно распроданы (в итоге первая страница результатов, где должны быть самые привлекательные варианты, оказалась попросту бесполезной), второй показал реальные варианты, однако цены были значительно выше, чем на первом справочном сайте, в итоге третий выдает подходящие варианты, однако выбор их невелик.

Железнолорожные билеты
Несмотря на то, что за билетами на поезда дальнего следования пассажиры пока еще предпочитают постоять в кассе (дней эдак за 20 до отправления), все же только за 10 мес. этого года через сайт "РЖД" на Саратовском участке Приволжского железнодорожного агентства было оформлено 71 974 билета. Это 5,6% от общего количества проездных документов. Специалисты отмечают, что эта услуга осуществляется только для поездов, курсирующих на территории России. "Электронная регистрация осуществляется, если поездка пассажира производится по полному или детскому тарифам и начинается со станций начала маршрута следования поезда или с промежуточной станции, попадающей в 4-часовой интервал времени с момента отправления поездов от начальной станции. После оформления заказа на покупку билета и оплаты его через Интернет интернет-пользователь информируется о том, что пассажир данного заказа может воспользоваться услугой электронной регистрации, позволяющей произвести посадку и осуществить проезд в поезде дальнего следования по электронному билету и документу, удостоверяющему личность, номер которого указан в билете", - сообщает начальник Приволжского железнодорожного агентства — структурного подразделения Приволжского филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания" Юрий Мартынов.

Поскольку данный сервис появился сравнительно недавно, пассажира здесь могут подстерегать определенные казусы. Так, жительница Саратова, которая купила железнодорожный билет через Интернет, умудрилась наступить на одни и те же грабли дважды. Оформив и оплатив поездку, она не стала распечатывать электронный билет, заручившись лишь уникальной комбинацией цифр. Однако в вагон ей пробраться не удалось — со слов несостоявшейся пассажирки, ее не пустили в вагон в связи с отсутствием билета. И так — два раза за сравнительно небольшой промежуток времени.

Специалисты не исключают — действия проводников могли быть неправомерны. "Информация о пассажирах, оформивших электронные билеты через Интернет, прошедших процедуру электронной регистрации и не отказавшихся от услуги, включается в ведомость занятия мест пассажирами и справку "Список зарегистрированных пассажиров", после чего администраторы пунктов продаж передают их начальникам поездов. Перед посадкой пассажиров в поезд проводники получают от начальников поезда повагонные ведомости занятия мест пассажирами, прошедшими электронную регистрацию. При посадке в поезд пассажир должен предъявить документ, на основании которого был куплен билет. Проводник производит сверку информации с указанной в ведомостях, и в случае совпадения пассажир допускается в вагон. Таким образом, если пассажирка была проинформирована о том, что может произвести посадку в поезд по электронному билету и документу, удостоверяющему личность, или если посадка пассажирки в поезд производилась на станции начала маршрута следования или на промежуточной станции, попадающей в 4-хчасовой интервал, то действия проводников неправомерны", - пояснили в ПривЖД.

Билеты в кино
Бронирование билетов на киносеансы появилось особенно вовремя, поскольку, помнится, на некоторые громкие премьеры к кассам устраивались километровые очереди, а про киносеансы в дни новогодних каникул и говорить не приходится — киноманы брали кинотеатры чуть ли не штурмом. С появлением электронной регистрации... ситуация не слишком изменилась. При бронировании через интернет-сайт необходимо оплатить заказ не позднее, чем за 15 мин.до начала сеанса. Большинство киноманов, дабы не ходить в кинотеатр дважды, предпочитают делать это непосредственно перед сеансом, вследствие чего к кассам выстраиваются такие очереди, что не все "броненосцы" успевают обналичить заказ до оговоренного времени. А это значит, что по истечение этого времени они стоят в очереди уже на общих началах и смогут оплатить только то, что осталось.
Билеты в театр
Саратовские театры на электронное бронирование пока не перешли, поэтому могут воспользоваться разве что опытом столичных коллег. Нашумевшая история связана с покупкой билетов через интернет на спектакли Большого театра. По словам зрителей, как только подходит время продажи билетов, на сайте театра появляется сообщение, что все билеты проданы. По словам администрации театра, это дело рук перекупщиков, которые, мало того, что оккупировали сайт, так еще и запустили «щупальца» в очередь для инвалидов-льготников, для которых существует отдельная очередь. Этой категории граждан положены билеты по более дешевой цене. Спекулянты выкупают их и продают втридорога. Руководство театра даже обращалось в полицию, но там отказались принимать меры, сославшись на отсутствие статьи. Единственный повод привлечь перекупщиков — неуплата налогов от продажи билетов, но доказать это практически невозможно, поскольку спекулянт всегда может ответить: "не могу пойти на спектакль, потому вынужден продать билет"... По последней информации, администрация театра приняла решение продавать билеты на спектакли по паспортам и не больше двух в одни руки. С 28 ноября та же система будет действовать и при продаже билетов через интернет.
"При входе в театр на просмотр спектакля нужно предъявить паспорт, который будет сверен с данными, внесенными в билет. Билет с исправлениями недействителен и возврату не подлежит", - сообщается на сайте "Большого".

Как сообщили в Фонде по защите прав потребителей Саратовской области, с нарушениями потребительских прав при бронировании билетов через интернет они не сталкивались. "Дело в том, что интернет-бронирование — это такая сфера, где сам потребитель должен держать ухо востро, внимательно читать правила и условия бронирования. Например, при бронировании билетов в кино одним из требований является явка пользователя за 15-25 мин.до начала сеанса, в противном случае бронь снимается и билет поступает в свободную продажу. Что касается покупки билетов через интернет на поезд, то, чтобы сделать вывод, надо изучить условия предоставления услуги электронной регистрации, чтобы установить, есть здесь нарушение закона "О защите прав потребителей" или нет. Только после этого можно определить, кто несет ответственность за несостоявшуюся поездку — железная дорога или сам пассажир", - пояснил юрист общества.