Общество

"Камерные" выборы. Волеизъявление в прямом эфире

  • 11:22, 26 января 2012

С 27 января начнется поставка программно-аппаратных комплексов, каждый из которых включает в себя две вэб-камеры, компьютер, устройство бесперебойного питания и каналообразующее оборудование, на избирательные участки Саратовской области. Имеется техническая возможность установить видеотрансляцию на 1 063 избирательных участках (всего по области их 1 783). 30% участков имеют возможность на подключение со скоростью 128 кБит/с, что затруднит передачу видеоинформации. Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский на заседании рабочей группы по организации видеотрансляции предложил сосредоточиться на тестировании оборудования на этих участках - по ним будет приниматься "отдельное решение". Саратовский филиал "Ростелекома" сформировал 100 бригад, утвердил план-график строительно-монтажных работ, которые пройдут со 2 по 20 февраля. В Саратове уже проложено 14 км волоконно-оптической линии связи, планируется - еще 18 км.   

Многих волнует вопрос, где именно на избирательных участках будут устанавливаться вэб-камеры. Как сообщила руководитель отдела по взаимодействию со СМИ облизбиркома Татьяна Комольцева, места уже определены: одна будет направлена на участковую комиссию, другая - на урны. "После окончания голосования, в 8 вечера, урны убираются и на их место ставятся столы, за которыми производится подсчет голосов", - рассказала о процедуре Комольцева.

Государство пошло навстречу избирателю и оппозиционерам, которые начали говорить о нарушениях на выборах в Госдуму 4 декабря, кажется, задолго до того, как эти самые выборы начались. Однако некоторые специалисты утверждают: видеотрансляцию нельзя назвать панацеей от всех нарушений.

"У стационарного видеонаблюдения, безусловно, есть свои плюсы, - цитирует "Форбс" мнение директора "Яндекс" по технологиям и разработке Ильи Сегаловича, который вошел в экспертный совет по видеотрансляции с избирательных участков. - Например, непрерывность и полнота записи. Камеры устанавливаются заранее и под руководством сотрудников избирательных комиссий, что снижает риск от неквалифицированных и поспешных действий. Понятно, что отсмотреть все записи практически невозможно. Но применив, например, алгоритмы компьютерного зрения к сохраненным видеофайлам, можно будет с довольно высокой точностью автоматически посчитать число опущенных в урны бюллетеней, а затем, сравнив это число с данными из протоколов, при сильном несовпадении изучить запись "вручную".

Специалист выделяет и минусы стационарного наблюдения: оно не может отобразить все события, происходящие на избирательном участке, оставляя много "слепых зон". "К тому же на данный момент стационарная видеозапись процесса голосования никак не регламентируется законодательством, то есть суды будут решать самостоятельно — принимать ее в качестве доказательства или нет", - поясняет Сегалович.

На "слепые зоны" грешат и те, кто использует видеокамеры для фиксации нарушений уже давно. Например, представители администрации сетевых магазинов, которые в последнее время также стремятся оборудовать вэб-камерами. "Наши магазины оборудованы камерами частично. В первую очередь — для контроля за персоналом, а уже потом — за покупателями, - поясняет руководитель отдела по продажам сети магазинов "Пятерочка" Светлана Ковалева.- Число нарушений действительно сократилось. Но чтобы камеры работали со 100-процентной отдачей, необходимо нанять отдельного человека, который бы контролировал происходящее на мониторах постоянно. Мы такое не практикуем". Также представитель сферы торговли добавила, что такие камеры особенно помогают в тех случаях, когда зал не правильной прямоугольной формы, а с так называемыми "мертвыми точками" - поворотами, тупиками, где сложно контролировать поведение и покупателя, и персонала невооруженным глазом. Многое зависит и от освещения. Если свет приглушенный, говорит собеседница, то изображение на расположенной на довольно большом расстоянии камере не сможет предоставить достаточно "внятную" картинку. То есть, с уверенностью сказать о факте нарушения будет невозможно.

Начали практиковать установку видеокамер и в частных клиниках. Врач одной из лечебниц поделилась сомнениями: "У нас установили камеры в кабинете - чтобы врачи не работали "мимо кассы". Как будто мы не можем тем же самым заниматься в смотровой, где камеры по понятным причинам не установлены". Медик, кстати, отметила, что пациентки, заметившие камеры, начинают нервничать и неохотно ведут разговор.

О воздействии подобного вида уловок известно давно. Представители сферы торговли активно ими пользуются. Например, известны случаи, когда объявление "Ведется видеонаблюдение" не имеет под собой абсолютно никаких оснований — видеокамеры либо демонтированы, либо временно не работают. Однако "магические" слова действуют на большинство покупателей безотказно — те начинают вести себя более осмотрительно и аккуратно. Правда, реальных нарушителей не останавливает даже смотрящий в упор красный "глазок".

"Чтобы вэб-камера эффективно работала, необходимо четко установить ее задачи, и в соответствии с этим настраивать, - утверждает оперативный дежурный ООО "РЕНЕТ КОМ" Алексей Бурданов(компанией установлено 40 камер на улицах Саратова). — Что касается камеры, которая будет смотреть на урну, то ее работа будет более эффективной, если люди будут подходить к ней только с одной стороны, а с другой будет установлен какой-нибудь барьер. При этом камера должна смотреть со стороны урны или немного сбоку. Если же люди будут подходить с разных сторон, то какой-нибудь высокий человек запросто может загородить другого, более низкого, и что там будет происходить, на мониторе будет понять очень сложно. То же самое касается и камеры, которая смотрит на участковую избирательную комиссию. Эффективнее установить аппаратуру сбоку, а не за спинами членов комиссии... "

Специалист также пояснил: как правило, требуется несколько тестовых запусков видео-камеры, прежде, чем будет найден оптимальный ракурс обзора. "Например, вэб-камеру, которая находится на пересечении Московской и Рахова, мы поворачивали несколько раз, прежде, чем был найден оптимальный вариант обзора", - пояснил Бурданов. Эксперт предполагает: основные нарушения происходят вне зоны досягаемости вэб-камер — в так называемых "слепых зонах" или после выключения оборудования.

"Основные нарушения допускаются, так сказать,  не в публичном пространстве, - согласен с "технарями" политолог Алексей Колобродов. - Конечно, все это красиво, витринно, будут потемкинские избирательные участки. Ограничение фальсификаций — это желание самой власти и я думаю оно достаточно искренне. Оно заключается в том, чтобы провести более или менее честные выборы, обеспечить легитимность избранному президенту".

Член экспертного совета Сегалович считает, что стационарные вэб-камеры требуют "мобильного" дополнения в виде смартфонов. "На мой взгляд, хорошим и важным дополнением к стационарным камерам могут стать смартфоны со специальным мобильным приложением в руках у наблюдателей. Простое приложение, созданное с учетом уже подробно прописанной в законодательстве процедуры наблюдения за выборами, поможет даже неопытному наблюдателю фиксировать и документировать все происходящее на участке — с правильных ракурсов и с нужными подробностями. Комбинация стационарных камер и смартфонов с мобильным приложением — более выигрышный вариант. И такой вариант вполне реально подготовить до мартовских выборов, тем более что несколько групп добровольцев уже начали разрабатывать подобные мобильные приложения", - поясняет он и рассказывает об одном из вариантов — приложении "Блокнот наблюдателя", с помощью которого можно снимать видео, фотографировать как нарушения, так и весь процесс, вплоть до подсчета голосов. "Есть, правда, трудность с передачей информации на сайт — не каждый избирательный участок оборудован Wi-Fi-точкой, а пропускная способность мобильного интернета сильно ограничена...", - оговаривается специалист. Однако у данного приложения, на самом деле, есть и еще один немаловажный минус. Несмотря на закон, людей с камерами на избирательных участках не очень-то жалуют. По крайней мере, на минувших выборах в Госдуму прецеденты были.

Алексей Бурданов — сторонник более радикального варианта. Он считает, что эффективнее ввести электронное голосование. "В этом случае каждый, отдав свой голос за того или иного кандидата, сможет проконтролировать, что происходит конкретно с его голосом", - объясняет свое мнение собеседник.