Общество

"Глушилки" на связь. No звук

  • 06:00, 20 марта 2012

По словам главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, в ведомство обратились представители театров с наболевшей проблемой — с появлением и распространением мобильной связи спектакли, которые и так являются довольно сложным психологичским испытанием для актеров, приобрели дополнительную "нагрузку" в виде переливов и трелей, которые не только действуют на нервы, но и просто мешают работать. "Лично Игорь Щеголев одобряет идею установки "глушилок" в культурных центрах", сообщает "Российская газета". И не видит в этом нарушения прав граждан. "В театры никто принудительно не ходит, и здесь нарушения прав человека, если сигнал мобильной связи блокируется, нет", - утверждает министр.
Тем временем театры идут на всевозможные ухищрения, только бы убедить зрителей в необходимости отключить мобильные телефоны. "Да-да, именно ты, девочка, и ты, мальчик...", - обращается приятный мужской голос перед спектаклем к самым маленьким зрителям саратовского ТЮЗа. Для театралов постарше есть другие уловки — запись "дразнилок" на популярные мелодии. Если в зале перед началом спектакля прозвучит такая музыка, администрация включает в записи "дразнилку". По задумке администрации зрители должны улыбаться, достать из карманов телефоны, перевести их в режим виброзвонка... Попытка номер три: когда все звонки прозвенели, а зрители, рассевшись по местам, притихли, выходит артист (особенно это действует, если речь идет о моноспектаклях, когда усиливается нагрузка на исполнителя, а ответственность зрителя повышается) и призывает: "Я очень вас прошу отключить мобильные телефоны!..." Это звучит скорее, как молитва. Получается такой дополнительный спектакль чуть ли ни в три акта. Казалось бы, после такого за телефоны хватаются даже самые черствые... Но нет, проходит 20 минут в гробовой тишине, когда из звуков — только голос актера, как вдруг его прерывает Лепс "Я тебя не лю-у-блю, это главный мой плюс..."
В некоторых странах, во избежании подобных ситуаций, на театральных билетах указано, что сети нет, кое-где сигналы начали глушить и в России, но пока — на незаконных основаниях. Оборудование ставят — любое, ориентируясь прежде всего на его стоимость, а не на мощность и создаваемые помехи. Почему? Проблема есть, а четких правил ее решения — нет.
В отличие от театров, в храмах прибегнуть к "голосовым сообщениям" в адрес посетителей не принято. "Все, что мы можем сделать, это разместить над входом в храм объявление с просьбой отключить телефоны, - поясняет диакон Максим Плякин. - А между тем звуки мобильного мешают прихожанам сосредоточиться. Слыша сигнал телефона, люди сразу начинают отвлекаться, некоторые бросаются проверять, а не у них ли звонит. Словом, все чувствуют себя некомфортно..." Священнослужитель оговаривается, что их бы вполне устроило, если бы люди просто выключали телефоны при входе в храм. "Мы понимаем, что звонки бывают разной степени важности. Пусть у людей будет возможность узнать, что им звонили, и перезвонить, выйдя из храма. Но надо ставить аппарат на виброзвонок....", - поясняет Плякин. И коль письменные увещевания на некоторых прихожан не действуют, то идея с блокаторами мобильной связи имеет смысл.
Кроме театров, храмов и концертных залов шанс стать "заблокированными" есть и у школ, поскольку ныне урок в общеобразовательных учреждений начинается не с "А к доске у нас пойдет...", а с театрального "Отключите мобильные телефоны". Не говоря о проверочных работах, которые некоторые дети имеют обыкновение решать вместе с родителями посредством смс-сообщений. Педагоги относятся к "туманной перспективе" сдержанно: "И ученикам, и учителям пользоваться мобильными телефонами на уроке запрещено, - пояснили в школе N77. - Мы об этом говорим своим ребятам, и сами никогда не пользуемся телефонами на уроке. Для них важен личный пример. Что касается контрольных, то можно ведь и попросить всех оставить телефоны на столе у учителя, а после урока забрать".
Решить эту проблему в "одно лицо" Минкомсвязи не сможет. Игорь Щеголев сообщил, что по данному вопросу может быть создан общественный совет, куда войдут представители разных сообществ. Кроме того, придется разбираться и с самими устройствами, поскольку не исключено, что некоторые из них могут влиять на здоровье человека. Также предстоит заниматься и правовым вопросом: где можно блокировать сигнал, а где нет. Одни устройства глушат все сигналы, другие действуют избирательно и пропускают сигналы с телефонов из так называемого "белого списка", куда, к примеру, могут входить номера телефонов экстренных служб. И не является ли все это нарушением прав операторов — третьей стороны в данном вопросе.
"Я  видел китайские блокирующие сигнал устройства. Они недорогие, опасность от них не больше, чем от самого мобильника, скорее даже меньше. Правда, есть нюанс... Телефон начинает искать сеть и излучает больше, при этом сажая батарею, - рассказывает специалист в области радиотехники Владислав Здир. - Глушат такие устройства не надежно. У меня один телефон с одним оператором заглох, а второй работал, даже интернетом можно было пользоваться - с работающей метрах в двух от меня "глушилкой". На самом деле все зависит от качества оборудования. Китайское устройство на один зал театр не охватит, не говоря уже о храме. Большая мощность может начинать мешать тем, кто за территорией. Сейчас незаконно глушить - мешаешь предоставлять законную услугу связи сотовому оператору. Мое мнение, что это все бред. Надо просто лишний раз напоминать выключить телефон или перевести на "вибру".

До конца этого года Госкомисия по радиочастотам, совместно с юристами, организациями по защите прав потребителей, правовиками, общественниками должна принять единое решение по этому вопросу. Будут проведены исследования, в результате которых станет понятно, как разные "глушилки" влияют на все действующие в России сотовые устройства. Исследования должны провести до конца сентября, к октябрю планируется также определить частоты, в которых допускается использование "глушилок" и их технические характеристики.
Сейчас в России легально могут быть заблокированы сигналы мобильных устройств только в местах лишения свободы, где законом запрещено использование сотовых телефонов. Однако здесь есть проблема — как не заглушить сигналы вне "зоны"? Словом, потребуются дальнейшие инженерные решения.