Общество

Атака двухколесных. Бой за асфальт

  • 05:38, 17 мая 2012

Все они, на мой взгляд, достаточно общи: создание условий для комфортного передвижения на велосипеде; популяризация общественного и велосипедного транспорта; концепция города, ориентированного на человека, а не на автомобиль; модернизация существующих инженерно-транспортных сооружений; создание велосипедных и пешеходных связей между разными частями города... Готова поклясться, автомобилисты также недовольны условиями движения, которые созданы и для них, однако кто из них согласится пересесть с четырехколесного на двухколесного "друга"? Впрочем, не тороплюсь осваивать двухколесный и я. В первую очередь потому что знакома с действительно комфортными условиями передвижения на велосипеде, а во-вторых, перед глазами до сих пор стоят несколько примеров из ближайшего окружения, которые с велосипедного седла пересели чуть ли не в инвалидные коляски.
Один из них пару лет назад "посмел" обогнать "99-ю" с тонированными стеклами и забрызганным грязью номером, поле чего автомобиль, точнее, те, кто был за рулем, вступили с велосипедистом в неравный бой за асфальт, все больше и больше оттесняя его к бордюру, между прочим, к довольно высокому тротуару. Велосипед уступал сантиметр за сантиметром. "Спор" разрешила колдобина. Объезжая ее, автомобиль ушел влево, велосипедист не успел, резко затормозил, вывернул руль, полетел на землю, получил несколько довольно внушительных ссадин и гематом. Велосипед отделался порванной цепью и чем-то еще, что можно было бы сравнить с синяками у человека.

Автомобилисты вообще не любят двухколесных: мало того, что занимают лишние квадратные метры на и без того узких дорогах, так еще и в случае ДТП с их участием владельцам машин нередко приходится компенсировать вред, нанесенный автомобилю самостоятельно (велосипедистов-то никто не обязует страховаться)...Поэтому зачастую создают для этих участников дорожного движения невыносимые условия для езды: оттесняют к самому краю дороги или, наоборот, "гонят" впереди себя пронзительными гудками и придумывают еще много разных бодрящих "фокусов", которыми можно развлечься, двигаясь по привычной трассе. Впрочем, чего греха таить, иногда и велосипедисты делают все, чтобы у других участников движения адреналин зашкалил.
Впрочем, велосипедистов недолюбливают не только автомобилисты, но и пассажиры электричек — за "габаритную кладь" на колесах, которая мешает продвигать через проходы между сиденьями с ведрами и корзинами. Пешеходы — за мобильность, пассажиры речного транспорта — тоже, наверное, найдут, к чему придраться. По крайней мере, в Самаре на борт "омика" с двухколесным другом пускают через раз. Особенно, после крушения теплохода "Булгария" - со ссылкой на требования безопасности.
Словом, велосипедиста обидеть может каждый.

Однако взаимоотношения между владельцами этих средств передвижения и всеми остальными — не единственная проблема сферы. Вторая, не менее значимая, - дороги. Это только в Москве планируется проложить 3 велосипедные дороги, проекты которых должны быть готовы к июлю этого года (на проект планируется потратить 17 млн руб.), таким образом, в столице может появиться 84 км велодорожек уже в этом году... В Саратове не то, что 84 км велодорожек, обычные дороги проложили бы... Да, это нам не Рио-де-Жанейро, точнее, не столица «велосипедной» жизни Амстердам. Саратовские велосипедисты вкладывают в понятие комфортных условий, в большинстве случаев, наличие специальной полосы, уважительное отношение со стороны других участников движения, в идеале — еще и стоянки. Человеку, который не знаком с действительно комфортными условиями, сложно придумать что-то другое. А в Европе (взять хоть самый "велосипедированный" в этой части материка Амстердам, хоть Маастрихт, хоть Гент) велосипедист — это первый парень "на деревне", король улиц, хозяин жизни. Ну, если не жизни, то по крайней мере дорожного движения. У него — своя дорожка — выделенная цветом (обычно — красным) или специальными отметками на поверхности), куда не имеет права заезжать колесо автомобиля и ступать нога пешехода, свои дорожные знаки, свой светофор (обычно располагается чуть ниже пешеходного, вместо стоящего или идущего человечка на нем — велосипед), своя парковка (что-то вроде металлического турника, к которому цепью или специальным ремнем пристегивается велосипед). Голландские велосипедисты изобрели свод своих сигналов на дороге. Поскольку прогулочные велосипеды не оснащены фарами, с помощью которых можно подать знак другим участникам движения: взмах левой рукой— поворот налево, правой — направо, нет знаков — человек на двухколесном не меняет движения.
Едва ли не венец "веломысли" - урны на тротуарах, приспособленные специально для владельцев этих средств передвижения: высокие, чтобы не пришлось низко наклоняться, с отверстием сбоку, примерно на уровне руки — промахнуться довольно сложно.
Совершенно необязательно иметь собственный велосипед — достаточно развит прокат. Не где-то далеко, на взгорьях, как это часто бывает у нас, а в любом удобном месте: парковки на вокзалах, в цокольном этаже жилого года, у ближайшего супермаркета. Количество велосипедов — не ограничено, равно как и их разновидности. Являетесь счастливым обладателем трех детей — к вашим услугам двухколесный красавец с чем-то вроде тачки (иногда — с крытым брезентовым верхом, на случай дождя), студент, домохозяйка или офисный работник — к багажнику крепятся две сумки — для продуктов, учебников, бумаг, ноут-бука. Стоимость — 6, 7, 13 евро в сутки, аренда на месяц — 30 евро. У нас в такую стоимость обойдется семичасовая прогулка по лесу...

К слову о тех, кого можно встретить в седле велосипеда. Вопреки общепринятому мнению, это не только молодежь спортивного телосложения. Домохозяйки, бабушки, представители нацменьшинств, бизнесмены, мэры, члены правительства... Мэр Амстердама Джоб Коэн, мэр Лондона Борис Джонсон, мэр Риги Нил Ушаков... Все эти люди по дороге на работу старательно крутят педали (а если велосипед в ремонте — спускаются в метро, но это уже совсем другая история). Можно ли рассуждать о популяризации одного из самых экологически чистых видов транспорта, когда члены правительства разгоняют на дорогах тех же самых велосипедистов мигалками?

Полагаем, становление того уровня велокультуры, которого достигли некоторые города и страны мира, происходило не за один день, и строилось на основе общей политики государства. Пропаганда, льготы, личный пример первых лиц, может быть, что-то еще. Но в первую очередь — создание комфортных условий на дороге. Словом, то, что нам дается сложнее всего...