Общество

Поствыборный сериал "Участок". История одного суда

  • 05:07, 29 мая 2012

Николай Логинов уже имел опыт работы на выборах: 4 декабря он наблюдал за процедурой в качестве представителя СМИ. Избиратель столкнулся с большим количеством нарушений, венцом которых можно считать загадочным образом изменившиеся результаты голосования. В результате подсчетов, за которыми наблюдал Логинов, были выведены одни цифры (они задокументированы - наблюдателю на руки был выдан протокол за подписью председателя УИК), а в центризбирком поступили другие. Например, за "Правое дело" на УИК N311 проголосовало 4 чел., а по данным ЦИК — 0. Желая разобраться, представитель СМИ направил обращения в избиркомы разных уровней. "Они были отклонены. Я написал жалобу от имени "наблюдателя Логинова", на что мне ответили, что наблюдателя с такой фамилией по данному участку не проходило. Поэтому жалоба, якобы, не может быть рассмотрена по существу. Но это отписка, поскольку комиссии разных уровней должны реагировать на подобные обращения независимо от того, кем они написаны", - считает заявитель.

На выборах президента 4 марта Николай Логинов участвовал в качестве члена УИК с правом решающего голоса от ЛДПР. Участок N311 располагался в школе N7, членами УИК являлись сотрудники общеобразовательного учреждения, председательствовала директор школы Лидия Устинина. Избирательный участок открылся в 8 утра, а уже в 11 Логинов был отстранен от работы. Устно члену УИК пояснили: якобы, из-за него стало плохо председателю комиссии, ей вызвали скорую. Медики действительно приезжали, однако какие именно действия Логинова спровоцировали сердечный приступ, неизвестно. "Еще полвосьмого утра Устинина мне и другим членам избирательной комиссии жаловалась на плохое самочувствие", - рассказывает Николай.

Из многоголосья на аудиозаписи, предоставленной Логиновым (диктофон был включен с семи утра) можно разобрать, что во время выборов на участке возникла нервозная обстановка. Однако о наличии каких-либо конфликтов, перепалок, ссор, противостояния говорить сложно.

"У Логинова был определенный статус во время процедуры выборов. Но даже если бы он был просто гражданином, его нельзя было бы отстранять. А его отстранили, у него полномочия, он показывает документы, а ему говорят "Иди отсюда. Ты, якобы, кому-то мешаешь". Что значит — он кому-то мешает? Что значит — из-за него стало кому-то плохо? Это проблема того, кому стало плохо, - считает директор правозащитного центра "Солидарность" Александр Никитин. - Вот вы пришли в магазин, там кому-то стало плохо. И что, это значит, что из магазина вас должны удалить? Кто-то его увидел, кто-то не хочет видеть, или кому-то он ответил не так, как тот ожидал. Но это не повод для снятия полномочий!"

Юрист, член "Саратовского объединения избирателей" Денис Руденко считает, что ухудшение состояние здоровья как причину для отстранения от работы члена УИК рассматривать можно, однако для этого нужны веские основания. "Главное установить связь между действиями одного члена УИК и ухудшением состояния здоровья другого члена УИК. Если кто-либо, будь-то член УИК с правом решающего, совещательного голоса, избиратель, наблюдатель, оказывает физическое или психологическое воздействие на члена УИК, то он должен быть либо отстранен от работы в УИК, либо удален с участка", считает юрист. Однако в данном случае членам УИК N311 необходимо было привести более конкретную мотивировку", - поясняет он
"Изучив материалы судебного дела, с моей точки зрения, Н.Н. Логинова отстранили неправомерно. Согласно п. 12 статьи 64 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. В качестве мотивировки УИК должна была указать, что конкретно совершил (оскорбил, ударил, взял документы и унес без ведома УИК, находился в нетрезвом состоянии и т. д.) или что отказался выполнить отстраняемый. В решении УИК N311 об отстранении Логинова указано, что он препятствовал работе комиссии, но это очень расплывчатая формулировка, которая не дает четкого понимания, что же противозаконное совершил Н.Н. Логинов", - уточняет Денис Руденко.

Юрист также добавил, что большинство членов УИК в Саратове и области не знают законов РФ о выборах, пишут в решении об отстранении члена комиссии с правом решающего или совещательного голоса такую же расплывчатую формулировку, как и в ситуации с Логиновым - "препятствовал работе комиссии".

Не согласившись с решением комиссии, Николай попытался обжаловать его в суде.
23 апреля Октябрьский райсуд принял решение отказать заявителю в удовлетворении требований в полном объеме. Правозащитников это, впрочем, не удивило. "Я в этом нисколько не сомневался, потому что в отношении дел, связанных с нарушениями прав граждан на выборах, естественно, вся наша система выступает в виде победителя. Путин так и говорит: "Мы победили!" А победителей, как известно, не судят. Судят побежденных", - поясняет Александр Никитин.
"Мне непонятно, на каком основании меня отстранили от работы на избирательном участке, почему на совещании комиссии, на котором решался мой вопрос, была озвучена одна причина (что из-за меня кому-то стало плохо), а в заключении — другая (что я, якобы, нарушил закон "О выборах"). И если я нарушил закон, то каким именно образом. Кроме того, на суде появились заявления других членов УИК о моем отстранении от работы, однако на заседании комиссии 4 марта в 11 утра никаких заявлений не было. Когда они появились?» - задается вопросами Николай.

Узнать ответы на них мы попытались у председателя УИК N311 Людмилы Устининой, "потерпевшей", которую Логинов, якобы, едва не довел до инфаркта. Голос у Людмилы Михайловны действительно был уставший. "Никакие комментарии мы не даем, потому что мы устали от Логинова. Поэтому я и им (другим членам участковой избирательной комиссии) как директор школы не разрешаю (давать комментарии). У Людмилы Сергеевны (Струнковой — члена УИК и замдиректора школы N7) свои проблемы, у нее мама в тяжелом состоянии. У нас началась итоговая аттестация, мы работаем в режиме по 13-14-15 часов". И бросила трубку.

28 мая Николай Логинов подал апелляцию на решение суда первой инстанции в Саратовский областной суд. Его решение, по мнению правозащитников, заслуживает уважения, однако результат предопределен... "Результат будет такой же. Я в этой части не сомневаюсь, - уверен Никитин. - Особенность этого дела в том, что на этом участке были представители КПРФ, СР, ЛДПР, общественных организаций, и никто из них не возмутился этим безобразием. Это говорит о том, что общество направляет в эти комиссии людей недостойных, бессовестных, нечестных, равнодушных, которые приходят не бороться с фальсификациями, а участвовать в фальсификациях. Вот в чем наша трагедия. Трагедия не в том, что Логинова оттуда выгнали, а в том, что члены комиссии, которые должны стоять за соблюдение законности, попирали нормы нравственности, законность. И никто не возмутился - что мы делаем?..."

Ольга Берес