Общество

Укротить "зебру". Потерянный переход и "полицейский" в 3D

  • 06:02, 5 июня 2012

С ноября 2011 г. Госавтоинспекция РФ проверила 165 тыс. пешеходных переходов по России из 188 тыс. существующих ныне (за 3 года их число увеличилось более чем на 30 тыс.). С увеличение количества «зебр» возросло и число ДТП на них (на 3,3%, до 16 839 происшествий, в которых погибло 1 144 человек (рост на 9,8 %), 16 916 получили ранения (рост на 3%)). По данным Госавтоинспекции, виновниками практически 85% таких ДТП являются водители, не соблюдающие правила проезда пешеходных переходов.
За 2011 г. в Саратовской области на пешеходных переходах зарегистрировано 177 ДТП, в которых погибло 19, ранено 166 чел. Из них по вине водителей произошло 167 аварий, виновниками 10-ти стали пешеходы. За первые четыре месяца этого года на переходах произошло 27 аварий, в которых погиб 1 человек, 26 получили ранения. За январь — апрель этого года в 26-ти авариях были признаны виновными автомобилисты, в одной — пешеход.

Какие эмоции может вызвать водитель, несущийся на красный свет пусть и через абсолютно безлюдный перекресток? Осуждение и негодование. Такие "гонщики" предаются жестокому порицанию в обществе и в интернете, штрафуются, лишаются водительских прав. Что происходит, если то же самое делает пешеход? Думаю, большинство - следует его примеру. Обычно пешеходы оправдывают себя тем, что их "невинное" правонарушение не является таким общественно опасным, как нарушение ПДД водителем. В 2011 г. 25 ДТП, а в 2012 г. (за 4 мес.) 12 ДТП на "зебрах" произошло из-за ненадлежащего состояния переходов.

Впрочем, профессиональные автомобилисты придерживаются несколько иной точки зрения, основанной скорее не на статистических данных, а на собственных ощущениях: по их мнению, вина автомобилистов и пешеходов на перекрестках — примерно 50 на 50.

Оба участника движения — и пешеход, и автомобилист — виноваты в одинаковом количестве случаев. Только одни — по закону, другие — по собственной невнимательности. Пешеходу, с одной стороны, проще избежать ДТП, чем водителю. Тем более, что сейчас требования к водителям за нарушение правил проезда перекрестка существенно ужесточились. А у нас нередко пешеходы к правилам дорожного движения относятся формально. Нет, бывает, зевают и водители, но у этого нередко есть какие-то сторонние причины. Например, стершаяся дорожная разметка, неудобно расположенный дорожный знак. Масса случаев ДТП на перекрестке, произошедших вроде бы по вине водителя, когда впереди легковушки стоит какой-то высокий транспорт (большегруз или автобус)?, готовится поворачивать, загораживает дорожный знак, да и разметка подстерта; и водитель едет и не знает, что одновременно с ним разрешено движение пешеходам и т. д. А уж случаи, когда пешеход перебегает дорогу на красный сигнал светофора под предлогом "все равно машин нет"— это у нас практически массовое явление.

Профессиональный автомобилист, впрочем, считает, что на пешеходов надо воздействовать мерами профилактики, а не ужесточением правил.

Неправильно выбранное место пешеходного перехода или его неудовлетворительное состояние является сопутствующим фактором. Причиной 25 ДТП в прошлом году стало именно плохое состояние пешеходных переходов (12 авария за первые четыре месяца этого года). По итогам проверок в отношении ответственных за обустройство и содержание пешеходных переходов в целом по стране возбуждено более 7 тыс. дел, наложено штрафов на сумму более 27 млн руб., из которых взыскано более 12 млн. Недостатки в эксплуатационном состоянии отмечаются на более чем 49 тыс. переходах. Самое распространенное нарушение - отсутствие или износ дорожной разметки. 

В Саратовской области за прошлый год на балансодержателей дорог за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, в т.ч. и за содержание переходов, было составлено 693 административных материалов, за 4 месяца этого — уже 348. В рамках операции "Зебра" 74 административных материала составлены за неудовлетворительное содержание пешеходных переходов.

В ходе проверок выяснилось, что существующие требования не могут обеспечить тот уровень безопасности дорожного движения, который нужен сегодня, так как отсутствуют четкие критерии строительства внеуличных пешеходных переходов, размещение наземных пешеходных переходов допускается на многополосных дорогах, нет обязательных требований к обустройству переходов искусственным освещением за пределами населенных пунктов.

Госавтоинспекция МВД России разработала предложения по повышению безопасности пешеходных переходов. Планируется оснастить их средствами принудительного снижения скорости, изменить критерии введения светофорного регулирования, применить новые технические средства организации дорожного движения. Предложения направлены в Росстандарт для рассмотрения.

Федералы отмечают: хорошие результаты показало применение контрастных цветов дорожной разметки — желтого и белого — нанесенных перед нерегулируемыми пешеходным переходом, нанесение дорожной разметки, имитирующей искусственные неровности (так сказать "лежачий полицейский" в 3D), внедрение дополнительных средств светофорного регулирования и светодиодной индикации с использованием энергии солнечных батарей.

Об эффективности контрастной дорожной разметки в Саратове судить сложно. Подобное новшество недолго просуществовало на пересечении Кирова и Вольской. По краям перехода, вблизи тротуаров, еще угадываются красные полосы, ранее чередовавшиеся с белыми, однако окрашивание давно не обновлялось. Года четыре назад, когда перекресток только-только приобрел свою предупреждающую расцветку, говорилось о том, что необходимо проследить, как такая дорожная разметка сможет повлиять на поведение водителей и на аварийную ситуацию на этом перекрестке в целом. Судя по нынешнему ее состоянию, эта "акция" закончилась, так и не успев набрать обороты.

Областная ГИБДД также провела проверку "своей" улично-дорожной сети. Из 2 658 пешеходных переходов более 600 не соответствуют требованиям обеспечения безопасности, более трети на магистральных улицах — не обустроены должным образом, со светофорным регулированием — более 60%. На других улицах — более 27% переходов не отвечают требованиям. После проверки стало понятно, что необходимо обустроить "зебры" еще как минимум на 700 переходах, в т.ч. 40 — со светофорным регулированием.

"Из-за невысокого качества применяемой краски разметка на пешеходных переходах имеется только 4-5 месяцев в году, при этом возможность применения термопластических масс, гарантирующее наличие разметки в течение нескольких лет, игнорируется", - поясняет начальник Управления ГИБДД МВД по Саратовской области Павел Рогов.