Персона

"Иди работай". Сергей Аренин - о давлении, отставке и отпуске

  • 06:32, 12 июля 2012

Следуя принципу: сначала похвали-потом поругай, Сергей Аренин обратил внимание на достижения, а затем упомянул недостатки деятельности своих подчиненных: рост по уличным преступлениям и убийствам в некотором роде компенсируется высокой раскрываемостью тяжких и особо тяжких деяний. "Продолжается борьба с попытками укрыть преступление. Факты укрытия становятся все реже и реже, хотя зачастую трудно объяснить те причины, которые заставляют сотрудника укрыть правонарушение. У нас постоянно действующая с прокуратурой бригада, которая проводит проверки, взаимосвязь налажена", - добавил он, видимо, предчувствуя, что много вопросов будет о преступлениях в среде сотрудников правоохранительных органов.

В Саратовской области, по словам Аренина, уменьшилось число имущественных преступлений (в частности - грабежей). Спикер назвал их одним из самых опасных, т. к. "в случае оказания сопротивления происходит контакт с преступником, небезопасный для потерпевшего". Положительную динамику специалист объясняет принятыми мерами. Речь идет об установке камер видеонаблюдения. Несмотря на то, что их количество недостаточно и расположены они в основном в центральной части города, результаты есть. "В тех местах, где установлены камеры, преступления реже совершаются. Все уже знают об их установке. Умеют их различать", - пояснил он.

Сергей Аренин отчитался и об исполнении закона в сфере безопасности дорожного движения, который некоторое время назад называли весьма спорным. "Мы обратились к бизнес-сообществу. В некоторых регионах бизнес-сообщество часть мер в плане обеспечения безопасности взяло на себя", - речь идет, прежде всего, об установке камер видеонаблюдения организациями, которые фиксируют нарушение правил дорожного движения. Однако наибольшее беспокойство приносят полицейским не возложенные на них новые обязанности, а традиционное для этого времени года соблюдение правопорядка в местах отдыха, особенно, в прибрежной зоне. Сергей Аренин пожаловался, что для обеспечения безопасности приходится привлекать больше сотрудников. Он перечислил основных "нарушителей": "Это пьяные компании, люди тонут, факты разборок, драк. Все это доставляет неудобства другим отдыхающим".

Одним из первых Сергею Аренину был задан вопрос о трагедии в Крымске. Какова роль полиции в системе оповещения - интересовало журналиста.

"Обеспечение охраны порядка – это служба, которая базируется на нашем главке. Система оповещения состоит из пяти пунктов: сирена, радио и ТВ, смс-оповещение, телефонная связь. Одна из составляющих – громкоговорящие установки - возложена на нас. В случае необходимости мы их готовы запустить. Задействуется также вся служба участковых. В Крымске, где все произошло ночью было, они не успели бы всех оповестить , т.к. час-полтора нужно, чтобы собрать весь личный состав, поставить им задачу, и только после этого они выдвинутся. Там можно было использовать только те силы, которые дежурили, они должны были бы быть задействованы.
Но все начинается с сирены, сирены подчиняются МЧС. Она завыла - люди должны знать, что нужно включить телевизор, радио – не так просто она завыла, - пояснил спикер. - У нас раньше проходили курсы гражданской обороны в каждом учреждении. Кто учился раньше, это предмет детально изучал – правила поведения в ЧС. У нас ведь была ЧС с лесными пожарами, они подходили к населенным пунктам. На полицию возложена особая часть, у нас план отработан. А если пускать это дело на самотек, видите, что происходит. У нас огромная масса воды, у нас есть источники повышенной опасности, но учения проходят. Но если будет задействована одна полиция – это не даст ничего. Надо, чтобы все участвовали в комплексе: и медицина, и пожарные, и другие службы. Тогда будет все нормально".

Аренин пояснил, что сама система оповещения состоит из пяти пунктов. Полиция с громкоговорящими устройствами, которые установлены на автомобилях. Кроме того, в "систему" входят и "участковые патрульные, которых можно по рации оповестить мгновенно, и они будут принимать участие в оповещении, общественные связи поднимут, по телефону позвонят. Но все начинается с сирены".

"Есть хорошая история, свидетельствующая о разных отношениях личного состава. Была очень неприятная история, связанная с действующим сотрудником полиции и действующим сотрудником прокуратуры, - был задан следующий вопрос. - Сотрудник прокуратуры ударил вашего подчиненного, однако никаких мер дисциплинарного воздействия сотрудник прокуратуры не понес, он до сих пор не уволен из органов прокуратуры. Когда ваши сотрудники совершают правонарушение, вы их привлекаете к ответственности, а когда ваши коллеги…"

"Не думаю, что там никакой ответственности никто не понес, - заступился Аренин за коллег. - Они осуществляют надзор, а мы не осуществляем. Первое – служебную проверку в отношении сотрудника прокуратуры проводит сама прокуратура, у них есть службы собственной безопасности, мы не можем проводить никакие следственные действия в отношении работников прокуратуры. Есть на это постановление Верховного суда. Мы поднадзорный орган, а не надзирающий. Вопросы не ко мне, а к прокурору. Там выполняются определенные следственные действия или доследственная проверка".

"Складывается ощущение, что на следственные органы оказывается давление некоторыми СМИ (речь идет о "Газете Наша Версия" и ее издателе и бизнесмене Леониде Фейтлихере) и отделением партии КПРФ в плане преступлений, связанных с крупными бизнес-структурами. Так ли это на самом деле?"

"Да, мы чувствуем это. Попытка есть. Мы проводим определенные действия не в отношении саратовских бизнес-структур – это так некоторые граждане хотят представить, считают себя крупными бизнес-структурами. В том числе "парковская" преступная группировка. Они пытаются представить, что они крупная бизнес-структура, откуда-то и как-то накопившая деньги. Вот мы с вами граждане, мы тоже копили эти деньги, но так и не накопили. Как они накопили? У нас есть заявления граждан, у которых когда-то кто-то с применением силы деньги отобрал. Мы эти заявления и рассматриваем. Но эти структуры выросли, они хотят откреститься от того, что они сделали. Мы рассматриваем, как, где, когда и сколько и кому. А бизнес-структура, которая якобы чистая, как крахмал или снег первый, пытается сказать: не надо раскапывать, что под этим снегом. Нам нужны лица, которые совершают преступления, а они напуганы, может быть даже слишком напуганы. Они тратят бешеные деньги, чтобы надавить на нас. На нас, на прокуратуру, на следствие, но мы действуем в рамках закона.
А то, что в этом принимают участие коммунисты, я просто поражен. Если следовать теории классовой борьбы, то госпожа Алимова оказалась в стане буржуазном, с красном флагом, как в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих". Она там - свой среди чужих. Есть такая поговорка: они не пахнут. Так вот, они не пахнут.
Так что все у нас в рамках. Никаких противоправных действий мы делать не собираемся".

Аренин вспомнил и о спецоперации по задержанию в декабре 2011 г. гражданина, причастного к убийству 12-ти человек. "Работа по оргпреступности – она очень непростая. Каждая преступная группировка пытается куда-то пристроить деньги. Вкладывается, в экономику, в какой-то бизнес. И зачастую некриминальный, а совершенно нормальный бизнес. И пытается всем заявить: ну, мол, было по молодости, простите. Но прощаем не мы.
То, что пытаются оказать давление, так кому же хочется в лагерь непионерский, там же не отдых, а исправительно-трудовые работы. Все идет через суд. Это дело не наше, а следственного комитета. Очень многие стали депутатами разных уровней. Ошибка может быть, но не такая глобальная и спонтанная. Почему визг? Если кричат, значит, мы идем правильными шагами".
Аренин уточнил, что следственные действия в Самойловском районе, где погиб при спецоперации по задержанию подозреваемый в убийстве 12 человек, в т.ч. прокурора одного из районов Волгоградской области, не завершены.
"Часть задержанных привлекается к ответственности. СК прекратил дело в отношении самого Рыбалкина, но в отношении лиц, которые там занимались грабежами, насилием. Рыбалкин один не мог это сделать. В отношении всех подозреваемых идут следственные действия", - уточнил он.

"Хочется спросить относительно вашей отставки. Возможна ли?"

"Это может знать только министр РФ", - усмехнулся Аренин.

"То есть слухов не было?"

"Слух если сейчас запустят, то он будет. Мне ничего не говорили. Обычно бывает как: вызывают, говорят "иди", и ты идешь. Вызывали, но "иди" не сказали, сказали "иди работай". Вызывали в том числе и в связи с жалобами. Мы предоставили материалы, показали все уголовные дела относительно резонансные, которые ведет ряд газет, знаете, всякие персиковые-мерсиковые. У нас запросили дела, посмотрели их. Дела нормальные. Сказали: возвращайтесь и работайте. И все... А что, есть слухи, что меня отставят?" - все-таки уточнил начальник ГУ МВД.

"Подтвердите — опровергните", - замялся журналист.

"Руководитель уезжает из региона, и сразу все думают, что ты уехал насовсем. И стараются, чтоб не возвращался. Пока поработаю в Саратове. Собираюсь в отпуск, опять уеду, опять все начнут придумывать. Никуда я не перевожусь, еду в отпуск по графику, утвержденному министром", - заверил Сергей Аренин.

На вопрос, как на практике применяется закон о митингах, главный полицейский Саратовской области ответил, что статистики по задержанным на митингах нет, и от правоохранителей ее не требуют. "Закон выполняется. Закон есть закон, плохой или хороший, но мы будем его выполнять. Мы можем бежать с дубинкой, но стараемся этого не делать. Вот коммунисты резонно проводят мероприятия, у них всегда дежурят дружинники. Может, к ним и провокаторы какие-то, подходят, кричат, оскорбляют. Ну чего кричишь, - обратился Аренин к предполагаемым "провокаторам", - иди голосуй - не голосуй. Но никто нести ответственность не хочет. Та же самая Алимова прибежала во Фрунзенский РОВД, там двоих молодых людей задержали. Это ваши? - спрашиваем. Нет, это не наши, говорит.
А вообще у нас в правовом отношении саратовское общество цивилизованное, налажен диалог. Часто партии сами организуют какие-то структуры. Проходят митинги, и проходят достаточно толерантно".

"Участились ли случаи краж денег из банкоматов? Какие еще виды изощренных преступлений появились?"

"Скимминг – это единичные факты. У нас другое сейчас: рывки цепочек, особенно, у женщин, которые идут из ночных клубов в подпитии. Во-первых – она стесняется и не обращается за помощью в полицию, во-вторых – она замужняя и муж не знает, где она была, третье – боятся. В день до трех случаев рывков. Причем, на сегодняшний день трое пострадавших сразу обратились, и подозреваемые были задержаны, по двум фактам пострадавшие сразу не обратились, но в одном случае там рядом была установлена видеокамера. В центре их много. Если произошел такой инцидент: стойте, кричите, машите руками, наш человек заметит. Позитивный результат — если вы обращаетесь в течение 20 минут после происшествия. Второй вид преступлений - кражи не автомашин, а вещей из них. Сейчас ищем группу, специализирующуюся на этом. Это проблема. Меры борьбы с этими преступлениями - скрытое патрулирование, под которое создано спецподразделение. Появились первые результаты. Но вообще чем быстрее сообщат, тем больше шансов найти и задержать. А скимминг – это более интеллектуальные преступления".

"Вы работали на Северном Кавказе. Увеличится ли преступность в регионе, если приедут трудовые мигранты с Кавказа?"

"У нас все раньше на Кавказ любили ездить, но это территория РФ. Это не трудовые мигранты. Жители этих регионов могут поехать куда угодно, как и мы с вами. Если взять чеченцев, осетин, кабардинцев - среди них есть добропорядочные, грамотные люди. Если вам станет плохо, здесь никто не подойдет, а там подойдут сразу. У нас ментальность такая. Там все по-другому. Когда они сюда приезжают, то кто-то из них пытается показать, что он такой крутой, накачанный. К ним надо применять такие же меры воздействия, как к другим. Их не надо бояться. Будь таким же накачанным, как он. К ним применяется все то же самое: задержать, доставить осмотреть.
У нас такой город – с сильными уличными традициями. Я не призываю всех быть боксерами, я призываю соблюдать закон. Трудовые мигранты работают у нас на самых трудных работах, к ним должен быть взвешенный подход. Они хотят остаться здесь также, как русские, которые уезжают на Запад и хотят остаться в Париже".

Был задан вопрос по поводу "бывшего" сотрудника полиции, который сел за руль в пьяном виде. Какие его ждут последствия, спросил журналист.
"Он не бывший, он под следствием, его уволить нельзя, потому что сейчас он находится в больнице. Сегодня подпишу служебную проверку. Будет уволен и тот человек, который его рекомендовал. Как часто такое происходит? Сотрудников больше 15 тысяч, это население города, не все из них идеальные. Новый министр требует быстро разобраться, если правонарушение совершает сотрудник полиции. Я могу вам сказать, что из 10 человек к нам проходят двое. Многие не сдают тесты, но брак есть в любой работе. Полицейский, о котором сейчас идет речь, на лечении, но он будет уволен. Во-первых, он скрыл, что является полицейским, во-вторых, не поставил в известность своего начальника о ДТП, в третьих - нарушил ПДД. Получит наказание".

"В Госдуме обсуждается инициатива контроля информации в сети Как вы к ней относитесь, поскольку сами становитесь жертвой…"

"Первое – я бы не назвал себя жертвой. Это показатель моей активности. Если про меня не пишут… Сидели до меня такие люди, ну и что? Рыбалкин бегал, совершил 12 убийств, хотел в депутаты. Пишут, значит, боятся. Я считаю, что в сети надо запретить порнографию, но информацию не скроешь. Что касается клеветы, то пускай пишут, что хотят. Я не читаю. Хотелось бы, чтобы поменьше было клеветнических зарисовок, но я не сторонник того, чтобы что-то запрещать".