Общество

Тур по Саратовской области. "Я больше сюда не приеду никогда"

  • 11:11, 23 октября 2012

Итак, в самое лучшее путешествие нас повезли по старому мосту Саратов-Энгельс... Мы смотрели на разрушенные перила, а экскурсовод рассказывала, что в опоре перехода был найден тротил, а световые опоры с одной стороны рухнули. Видимо, нелепый старт нашей поездки так впечатлил участников, что вечером вновь вернулись к разговору о тротиле. Кто-то из сведущих пояснил, что взрывчатка была найдена в 60-х годах и предназначалась для глушения рыбы. Вообще, рассказ экскурсовода представлял собой разрозненные и большей частью нежизнерадостные исторические факты. Она говорила о том, что возможно князь Святослав проплывал мимо этих мест, что при императрице Екатерине II немцы Поволжья во вновь созданных деревнях занимались садоводством и огородничеством, что на территории области после Великой отечественной войны были женские и мужские лагеря, и был такой период истории, когда дети не рождались. Сегодняшнее состояние региона гид характеризовала тем, что "только здесь при изготовлении стирального порошка применяются фосфаты, что ухудшает экологическую обстановку", "до сих пор в области есть села, в которых нет водоснабжения" и т.д. Свой родной Балаково она назвала "городом мочалок", объяснив это тем, что много женщин не работает, а вяжет мочалки, и этими изделиями город прославился за пределами области. Состояние же саратовских дорог она попросила оценить самих туристов.

Уверена, что настроение туристической поездки во многом определяет именно работа экскурсовода. Его монолог должен быть ярким и информативным, эмоциональным и содержательным. Экскурсовод непременно должен любить или убедительно демонстрировать любовь к объекту своего рассказа. Кто решил, что именно вышеуказанные подробности привлекут внимание туристов к саратовскому региону? Кто-нибудь сообщал гиду цели пресс-тура? Согласовывал план повествования? Мне, например, после этого вороха оценочных комментариев гида хотелось сказать: "Я не приеду сюда больше никогда".

Первой пунктом в маршруте стал город Пугачев. Автобус привез нас в Свято-Никольский женский монастырь. Как правило, такие объекты интересны старинной архитектурой и историческими фактами. Но перед нами предстала современная постройка, а из перечня событий далекого прошлого мне запомнилось лишь пребывание на берегах реки Иргиз Емельяна Пугачева. Он, якобы, пару дней прятался здесь от преследователей. Из фактов современной летописи — деньги на строительство монастыря были собраны с участием известного политика-земляка. Кстати, служители особой радости при виде посетителей не высказали, благословение на съемку внутри храма не дали.

Затем мы побывали в Пугачевском краеведческом музее, вернее, потолклись у входной двери музея. Нам не разрешили войти из-за реставрационных работ (зачем тогда привезли?). Неувязочку, видимо, должен был «прикрыть» приветствие замглавы администрации Пугачевского района, но ситуацию спасла главный хранитель. Весьма любопытным стал ее рассказ о «пропаже века». Дело в том, что музею принадлежал единственный в СССР скелет плиозавра. В годы Великой Отечественной войны экспозицию пришлось свернуть, а скелет передать Палентологическому институту Академии наук в Москве. До лета этого года экспонат считался утерянным, а недавно был найден в запасниках института. Сейчас сотрудники музея просят вернуть им хотя бы слепки некогда принадлежащих учреждению костей доисторического животного.

Следующая остановка была в мемориальном доме-музее В. Чапаева. Он проживал там с января по ноябрь 1918г. Объект если и представляет собой ценность, то только для историков, которые скрупулезно изучают свидетельства жизни "народного полководца" и его соратников. Площадь дома очень маленькая, поэтому не рассчитана на большие экскурсионные группы.

Далее "туристы" отправились в Свято-Воскресенский собор, который, как было сказано "является одним из старейших действующих храмов области". На его осмотр выделили 5 минут.

В Хвалынск группа приехала вечером, успели посмотреть только национальный парк "Хвалынский", этнографический музей и гостевые дома. Нас встретил детский фольклорный ансамбль "Терешаночка" из соседней деревни Поповка. Дети были замечательные, но концертный номер выглядел как-то старомодно.

Хвалынский национальный парк – один из немногочисленных объектов области, который  участвует в федеральных программах по развитию туристической инфраструктуры. В частности, директор парка Виктор Савинов рассказал о том, что на федеральные средства был построен вольерный комплекс, где выхаживают раненых животных и птиц.

Переночевать журналистам было предложено в реабилитационном центре "Пещера монаха". При этом саму пещеру, являющуюся одной из исторических загадок, нам так и не показали. А сам центр запомнился лишь отвратительной едой.

На следующий день вся группа снова погрузилась в автобус и отправилась на осмотр экспозиции картинной галереи К.С. Петрова-Водкина. Потом был снова краеведческий музей, снова чучела животных, камни и минералы.

На десерт организаторы предложили осмотреть горнолыжный комплекс, который является едва ли не единственным объектом, чья инфраструктура отвечает современным требованиям туристического бизнеса.

В последний пункт маршрута опаздывать было нельзя - в Вольске было запланировано подписание договора о намерениях между Министерством спорта области и местными властями. Документ был призван укрепить сотрудничество при создании Вольского рекреационного центра. Основной задачей работы, по мнению министра спорта области Наили Бриленок, является создание доступных для среднестатистического жителя области маршрутов.

В Вольске нам "досталось" лишь посещение картинной галереи, город мы так и не посмотрели.

Итоги поездки таковы - пресс-тур показал журналистам не столько красоту саратовского края, сколько комплекс проблем внутриобластного туризма. Если за основу туристического потенциала области рассматривать маршрут программы (ведь ее, надо полагать, тщательно составляли), то под интересом путешественника стоит рассматривать исключительно провинциальные музеи с чучелами и минералами. Кто из жителей и гостей области захочет посвятить свой отпуск «чесу» по пыльным залам?

Данный продукт под названием "тур по Саратовской области" не выдерживает никакой критики. Это было автобусное ралли с перерывами на 20 минут для рассматривания камней и картин. Ни одной свежей мысли туристического организатора, абсолютное отсутствие креатива. Сомнения возникают даже в компетенции организаторов поездки. А ведь, наверное, в помощью этого марш-броска прессы предполагалось отщипнуть туристов от массовых зарубежных направлений, создать поток путешественников по региону.

Светлана Еремеева, журналист издания "Отдых в России": "Единственное впечатление, которое у меня есть – это то, что здесь есть на что посмотреть. Однако именно это, то, что стоит посмотреть, нам и не показали. В маршруте не оформлена рамка, не выстроена объединяющая идея. Такой идеей мог бы стать, например, период раскола церкви. И насколько я знаю, тут в области есть немало свидетельств тому периоду. А получилось, что нам просто рассказали о староверах и о Емельяне Пугачеве. И все. На мой взгляд, тут не хватает методической работы – чтобы набрать материал, оформить идею. Задумка вашего министерства спорта современная, хорошая. А подход к реализации – позавчерашний".

Татьяна Ковальчук, представитель альманаха "Путешествия по России": "Что я запомнила – это большая дистанция между объектами и плохое транспортное сообщение. Большую часть времени мы провели в автобусе. По уровню сервиса - какое-то все советское. Если вы хотите, чтобы к вам ехали люди, то нужно развиваться. Хотя бы в бытовом плане. И вообще, я не увидела ничего, что могло бы туриста заинтересовать. Показывать надо другие вещи".