Культура

"Черный" юмор в ТЮЗе. Интеллигентней Тарантино

  • 10:21, 21 января 2013

Ирландского драматурга саратовские театралы любят давно и преданно. В театре драмы и ТЮЗе спектакли по его произведениям "Сиротливый запад" и "Королева красоты" всякий раз становились бестселлерами. Переосмыслить макдонаховского "Безрукого из Спокана" на этот раз решились ученики Александра Галко, выпускники театрального факультета консерватории. Пьесу великолепного ирландца, как оказалось, не в состоянии испортить даже неопытные актеры. Режиссером этого спектакля вступил звезда театра Артем Кузин.

Жанр произведения сходу определить практически невозможно. История героя, который уже пару десятков лет ищет по всему свету отрубленную кисть своей левой руки, шокирует и веселит одновременно. Мистер Кармайкл (Илья Васильев) считает эти поиски делом всей своей жизни, то и дело приговаривая: "Все, что мне надо от жизни, это вернуть чертову руку назад". Кисть и то, что осталось от его руки должно совпасть точь-в-точь, словно пазл. И вроде бы у помешавшегося мистера полно неподошедших "комплектующих" (они разбросаны по полу в виде варежек и перчаток), а счастья в жизни все равно нет.
Кармайкл ненавидит всех и сразу — полицейских, собственную мать, портье в отеле, а главное, решивших подзаработать на его трагедии мошенников Тоби (Алексей Колчев) и Мерелин (Оксана Катанская). Он матерится, называет афроамериканцев "сраными нигерами" и отличается маниакальными наклонностями. При всем этом, отрицательных эмоций этот жутковатый персонаж не вызывает. Жизнь и смерть, смех и слезы, преступление и наказание — этот безумный замес потребляется зрителями на "ура".

Черная комедия имеет очень своеобразный обратный эффект. От пьесы про страдания и смерть буквально веет жизнью и добротой. Сначала думаешь, мол, так и надо этим безумцам и упырям, а присмотревшись начинаешь сочувствовать несчастному герою и горе-ворам на каком-то подсознательном уровне. Ну и что из того, что Кармайкл купается в своей жажде мести, а Тоби с Мерелин живут торговлей наркотиками? В конце концов каждый имеет право на ошибки и даже может попытаться их исправить.

Гениальный ирландец посредством саратовских студентов демонстрирует то, что животное стремление человека к "чернухе" можно удовлетворить вполне культурным способом. Груду отрубленных конечностей с лихвой компенсируют зимние аксессуары, а жестокость преподносится в виде безобидного сарказма. "Безрукий" балансирует на грани добра и зла, но так и не срывается в пропасть пошлости, лишь позволяя каждому подняться над собой. Мораль в большом искусстве всегда была ненавязчивой. Особенно важно это для ТЮЗа. Юные зрители, они, знаете ли, те еще нонконформисты.