Культура

Рената Литвинова играет в Смерть. Заметки киномана

  • 05:41, 24 января 2013

Маргарита Готье лежит в самом жутком корпусе, самой жуткой больницы в городе. Штукатурка сыплется на голову, палату подтапливает водой из прохудившихся труб, из ветхих окон нестерпимо дует. На фоне разорения излечение Риты выглядит задачей невыполнимой, хотя она и прелестна до безобразия. Тонкая, изящная и совсем несовременная. Она словно выплыла из богемы 20-х и присоединилась к Литвиной и третьей главной героине фильма в исполнении Татьяны Друбич. Дамы удачно сообразили «на троих» и умудрились сыграть так, что кажется, словно окружающие их люди живут в параллельной реальности.

Рита медленно умирает и хочет, чтобы Смерть пришла к ней в виде девушки в желтом платье и непременно напоила перед страшным часом шампанским. За Смерть в фильме отвечает медсестра Таня с жизнеутверждающей фамилией Неубивко. Рената-Смерть обладает даром оживлять фигурки хорьков и давать интервью между свершениями своих черных делишек.

Все — от внешнего вида (к слову, мифической косы у нее и в помине нет) и до манеры держаться — выдает в ней натуру сострадательную и тонкую. Казалось бы, Смерти должно быть не до сантиментов. Ан нет. Сообщить Рите о ее смертельной болезни Литвинова в лоб не может. Переживает, органично заламывает руки, но приносит-таки фужер шампанского.

Открытием "Сказки" стал хэппи-энд. Почему-то думалось, что Литвинова не откажет себе в удовольствии всех убить и приплести к этому глубокий философский смысл. Но надежда на то, что все будет хорошо, остается. И даже соцреалистичный памятник Гагарину ради продолжения жизни приходит в движение.

Говорят, кино получилось очень женским. Любовные страсти, слезы, красота ранней весны и куча скрытого смысла. Не знаю, как насчет женского, а вот слезу выдавить точно удалось. Рассчитывать на мейн-стрим идя на Литвинову бессмысленно - загадочная дама снимает не все и не для всех. Впрочем, Рената Муратовна не скрывает ужасов современности, но и не тыкает ими в нос зрителю, как это нынче модно делать у российских режиссеров арт-хауса.

"Мы (Смерти — Авт.) замечаем только тех, у кого есть душа и кто умеет любить", - говорит в финале Литвинова, а на экране возникает строка посвящения двум людям. "Последняя сказка Риты" снята на основе реальных событий.