Культура

"Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть". Заметки киномана

  • 10:06, 14 февраля 2013

На этот раз, как и Том Круз, миссия которого по-прежнему невыполнима, простой нью-йоркский полицейский Джон МакКлейн побывал в Москве. Он в отпуске, но приехал он не как турист (когда он вообще проводил свободное время нормально?), а чтобы вызволить сына (Джей Кортни, "Джек Ричер") из русской тюрьмы.

Тем временем в России идет скандальный процесс над олигархом, которого упек в тюрьму его бывший товарищ, планирующий стать министром. В тюрьме у олигарха, смахивающего на коллективный портрет дореволюционного русского интеллигента – с бородой и в очках, проснулась совесть. И он хочет использовать имеющийся у него компромат против коррумпированного чиновника, чему тот, естественно, не рад. Поэтому за совестливым заключенным начинается охота.

Одним из его спасителей и является МакКлейн-младший, который, оказывается, вырос и стал не наркодиллером, а агентом сами-знаете-чего. А папа, который приехал его спасать, только портит ему операцию.

С Джом МакКлейном мир познакомился еще в 1988 году − "Крепкий орешек" сделал Брюса Уиллиса героем боевиков и миллионов. Чем он так приглянулся всем? Это замечательно демократичный персонаж, этакий рубаха-парень, а не какой-нибудь метросексуал в костюме, напичканный гаджетами. У него вообще отпуск (или, там, Рождество), а ему тут опять надо мир спасать! И он сам уже иногда думает, что сколько, в конце концов, можно (и регулярно острит на эту тему). И вообще он во все это ввязался исключительно из-за детей. И какой еще герой в тот момент, когда ему разбивают телефон, чтобы за ними не следили со спутника, скажет, что эх, а мобилу-то он купил в кредит!
Поскольку зритель так любит Брюса Уиллиса в этой роли, весь фильм режиссер Джон Мур ("Макс Пейн", "В тылу врага") построил вокруг него. А остальное – хорошо проработанный фон со всеми классическими элементами: Брюсом в майке-алкоголичке, отличной погоней по Москве (и радикальным методом проезда по пробкам на Садовом кольце, что москвичи должны оценить), перестрелками из всякого разного крутого оружия и, конечно, с вертолетом, куда ж без него в приличном боевике? И боевик вышел приличный, хотя четвертый "Орешек" с практически тем же набором элементов смотрелся чуть менее предсказуемо.

Хотя, возможно, это из-за того, что дело происходит в России, и некоторое количество времени отечественный зритель потратит на то, чтобы посмеяться над штампами и ляпами создателей. Кстати, в этом фильме их сравнительно немного. Хотя из-за дубляжа нам, возможно, просто не слышно, что русские в фильме говорят на родном языке с ужасным акцентом. Москву явно снимали не в Москве, номера машин очень радуют, а также необыкновенно умилил московский таксист, знающий наизусть песню Френка Синатры "New York, New York", который не берет денег с пассажира за то, что тот его послушал. Но Россия Брюсу, простите, Джону явно благоволит – в первой же угнанной им машине в багажнике есть мини-склад оружия, а до Чернобыля (да, и он там есть с обязательными белыми пятиэтажками на фоне мрачного пейзажа) он едет, словно это в Подмосковье, а в не соседнем государстве.

В общем, на фильм стоит идти как на очередной ироничный экшн с "орешком", который год от года все крепчает, потому что серьезную критику это кино плохо выдерживает. Но тем, кто трепетно относится к образу России и русских в кино, возможно, стоит его пропустить. Ну, или пойти с блокнотиком и посчитать ошибки.