Власть

Грибок, Мона Лиза и личный ноутбук. Будни саратовских участковых

  • 09:49, 12 марта 2013

И вот случилось – Общественный Совет при УМВД Саратова решил проверить работу всех структур МВД (в том числе и участковых полицейских) с целью понять – как живут и работают стражи порядка, чего им не достает, с какими проблемами сталкиваются. Концепция всей этой проверки – донести до народонаселения, что мол, не такие полицейские и плохие, самим тяжело приходится. А кроме того, - сделать все, что в их общественных силах, чтобы улучшить работу правооохранителей. "Ведь где есть общественный контроль, там и работают лучше", - сказал член ОС, председатель региональной национальной культурной автономии азербайджанцев в Саратовской области Владимир Мурадов.

Отправились общественники и журналисты в самый центр города, на ул. Вольскую 56 (между Московской и Киселева). Скажу сразу, что нашли участковый пункт полиции не сразу – с улицы ни вывески, ни таблички, ни указателя нет. По работе я хожу по этой улице несколько раз в день и даже не предполагала, что полицейские – они рядом тут. Соседка участковых пояснила, что раньше табличка была, но потом сделали пристройку и ее сняли.

Заходим во двор. Вот она, наконец, вывеска. Над дверью висит огромное светящееся табло "Участковый пункт милиции N1", снизу – табличка поскромнее "Участковый пункт полиции N23". Столкновение времен, реформ, "ми" и "по-" . "Ой, а я и не замечала новую табличку", - говорит все та же соседка. Видимо, название "милиция" прочно укоренилось в сознании народонаселения, и никакими кардинальными многомиллиардными реформами его не искоренишь.

Участковый пункт предстал перед нами трехкомнатным помещением, ремонт в котором делался, по ощущениям, не то, что в прошлом – в позапрошлом веке. Обшарпанные стены, покрытые грибком, сломанные выключатели, обрывки проводов и труб, старая мебель времен коммунизма, компьютерная техника времен повсеместной популярности дискет… и ориентировки о преступниках на стенах.

Некий "культурный флер" вносят изображения Моны Лизы на сейфе и репродукции картин русских художников на стенах. Из современного – ноутбук (как признался участковый - личный) и стабилизатор напряжения ("зимой напряжение падает так, что даже свет не горит", признаются работники) В такой обстановке и работают стражи порядка – участковый уполномоченный, стажер и инспектор ПДН. "А знает ли начальство о таких условиях?" - интересуются журналисты. "Знают. В прошлом году приходили, смотрели, сметы составляли…. И ничего с тех пор не изменилось", - отвечает участковый Михаил Парфенцев. "В центре города найти свободное помещение трудно. А по подсчетам, проще купить новое, чем старое отремонтировать", - рассказывает замначальника отдела полиции N23 Саратова Акрам Аливердиев. - В прошлом году в Кировском районе отремонтировали только один участок, а в ремонте нуждаются 11. Но на это денег нет. Но есть и приятные моменты – в прошлом году один облдеп выделил для нас новое помещение в новостройке в 6-м микрорайоне".

Каждый день, с 18.00 до 20.00, участковые принимают посетителей. Люди идут с разными вопросами, рассказывают полицейские – у кого неправильно начислена корректировка, кого-то муж избил, а у кого-то фонарь в доме светит неправильно. "Основная проблема – юридическая неграмотность населения", - рассказывает участковый Михаил Парфенцев. – Поэтому приходится много времени тратить на объяснения, разъяснения даже того, что просто обратились не по адресу. А потом еще говорят, что участковые им не помогают". Среди топ-3 самых частых обращений граждан: бытовое насилие (более 80% всех обращений), нападение на улицах, и "бич района" - кражи из припаркованных автомобилей.

Вторая проблема – это значительный дефицит кадров. К примеру, по штатному расписанию на этом участке должно работать 6 человек, а работают 2-е. "Времени катастрофически не хватает, не всегда удается дойти до всех проблем. Особенно большая нагрузка при рассмотрении материалов", - рассказывает Парфенцев.

Мы задаемся вопросом – а почему люди не идут в участковые, почему такой недобор сотрудников? Общественники считают, что люди не идут из-за того, что о полиции складывается негативное мнение. Замначальника отдела полиции N23 Акрам Аливердиев утверждает, что кандидатов в "стражи" много, но не все годны: "У нас отбор строгий. В результате – кто физподготовку не сдаст, кто психологические тесты не пройдет". Так и получается – замкнутый круг. С одной стороны, зарплату сотрудникам полиции подняли (25-40 тыс. руб. получает участковый уполномоченный), желающие работать вроде бы есть. А с другой стороны – желающие не проходят отбор. В результате – шаткая безопасность граждан.

Отзывы о сотрудниках этого участкового пункта положительные. "Вот прошлые участковые были… так себе., - говорят соседи. – даже бывало девок водили. А эти работают". "Народ-то к ним ходит?", - спрашиваю я. "Много народу ходит", - отвечают они. – Вот только в каких условиях они работают – это просто позор! Неужели начальство не может ничего сделать? Позор!"

Вот с таким "позором" по всем направлениям и решил бороться Общественный совет всеми своими общественными силам. Будет ли что-то меняться – это покажет время. Пока можно только говорить о смене ми- на по-, росте зарплаты и дефиците кадров. Ну и придание гласности условий, в которых работают участковые.