Общество

Опасный спуск. Осторожно, "лифтопад"

  • 10:13, 23 апреля 2013

Без хозяина
Ростехнадзор утратил право контроля над лифтовой отраслью 15 февраля этого года, именно тогда вступил в силу новый технический регламент. Страны - участницы Таможенного союза - Россия, Казахстан и Белоруссия договорились о том, что вопросы контроля над "подъемным" хозяйством перейдут в компетенцию национальных органов, которые будут установлены правительством. Но на сегодняшний день дело сдвинулось с мертвой точки только в Казахстане - там лифтовое хозяйство передали ведомству МЧС. Предполагается, что в нашей стране контроль за лифтами снова отдадут Ростехнадзору, а проектирование и выдачу сертификатов возложат на Росстандарт. Впрочем, говорят, что в кулуарах правительственных чиновников упоминался опыт Казахстана, так что не исключено, что спасательное ведомство нагрузят контролем за лифтовой отраслью. Пока же все тихо, и создается впечатление, что о лифтах все забыли. И очень зря, поскольку ситуация требует не просто повышенного внимания, а явного вмешательства власти.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 530 тыс. подъемных механизмов для использования в домах и строениях. Примерно 420 тыс. из них - это лифты в жилых многоквартирных домах. Официальные данные гласят, что не менее 150 тыс. лифтов из этого числа уже отработали свыше 25 лет. То есть, выработали свой ресурс. Это означает, что около трети лифтов и подъемников в стране потенциально опасны для пользователей и нуждаются в замене. Неофициальная информация дает еще менее оптимистичные цифры и называет иную статистику: от 60 до 65% лифтов в жилых домах, отработали свой срок. Получается, что каждая поездка в лифте для жителя многоквартирного дома в любой момент может превратиться в опасное ЧП. Действительно, мысль об отдаче лифтового хозяйства ведомству МЧС не так уж и беспочвенна.

В Саратовской области сегодня насчитывается 6 тыс. 573 лифта, большая часть из которых находится в Саратове. По информации, которую выдал общественности глава города Олег Грищенко, в начале апреля, в областном центре работают 5 тыс. 257 лифтов, из них 2 тыс. 235 отработали свой ресурс (то есть, почти половина). Более того, оказалось, что почти 4,5 тыс. саратовских лифтов произведены ранее 1992 года, то есть сроки службы у них заканчиваются (согласно новому техрегламенту Таможенного союза "О безопасности лифтов", лифты старше 25 лет должны быть модернизированы, либо списаны).

По словам саратовских экспертов, замена одно лифта обходится порядка 1,2 – 1,4 млн руб. Кто должен выделять деньги на замену лифта, так до сих пор и не решили. Чиновники в некоторых регионах утверждают, что лифты являются общедомовым хозяйством, а значит, платить за их установку должны владельцы приватизированного жилья. Хотя вступивший в конце 2012 года закон о капитальном ремонте ограничивает вклад собственников в замену электрооборудования, лифтов в 15% от стоимости, остальные средства должны выделяться из регионального и муниципального бюджета. Видимо, поэтому в Саратовской области с 2008 года удалось заменить лишь 6% требующих ремонта конструкций.

Ремонт лифтов в жилых домах находится исключительно вопросом управляющих компаний. Именно они выбирают организацию, которая будет обслуживать лифт, и порой предпочитают сэкономить, заключив договор с теми, кто берет дешевле. Конечно, о безопасности лифтов в таком случае не может идти и речи. Поэтому даже двухмесячный правовой "вакуум", когда контроль за эксплуатацией лифтов висит в воздухе, не добавляет оптимизма "подъемной" отрасли. В прошлом году известный строитель губернии, областной депутат Леонид Писной сказал, что ситуация с лифтами в Саратовской области катастрофическая. Сегодня мнение Леонида Александровича не изменилось.

Все так же и остается. На сегодняшний день порядка 3 тысяч лифтов требуют серьезной работы: замены, продления сроков эксплуатации. Конечно, это не значит, что пассажирам нужно бояться входить в кабину лифта, но тем не менее…  Что же касается возникшего правового вакуума, то есть отсутствия структуры, контролирующей эксплуатацию лифтов, то могу сказать, что с ТСЖ и тех компаний, который обслуживают лифты, ответственность никто не снимал. Поэтому пока никакой трагедии нет, хотя конечно, должны быть как исполнители, так и проверяющие – без этого никак.

Председатель, а за лифт – ответишь!
Выяснились и дополнительные, но очень важные детали. Как подтвердили в отделе государственного строительного надзора, котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями по Саратовской области (Нижне-Волжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), согласно новому техрегламенту, право проверять лифты на безопасность ведомство утратило. Однако еще до принятия нового технического регламента лифты были выведены из категории опасных объектов: сначала в жилых домах, потом – в больницах, кинотеатрах и тп. В эту же категорию попали и экскалаторы в торговых центрах.

То есть получается, что лифт в жилом доме – абсолютно безопасный объект? Интересно кому из федеральных чиновников такая идея пришла в голову, не иначе как тем, кто живет в коттеджах и лифтом не пользуется. Конечно, лифты в жилых домах и подъемники для инвалидов необходимо страховать, но в реальности поголовное страхование грозит нам лишь в отдаленном будущем. Да и что дает страхование? Если произойдет несчастный случай, страховка не вернет жизнь потерпевшего.

Счастье, что в Саратовской области пока не было случаев гибели людей в лифтах (в России в 2012 году было зафиксировано 11 крупных аварий, 100 мелких и 5 случаев гибели людей в лифтах). Единственное ЧП произошло в Балаково, где лифт неожиданно пришедший в движение, повредил ребенку палец. Родители девочки обратились в суд, который присудил управляющей компании выплатить потерпевшей штраф в 50 тысяч рублей. В целом же "страшилки" о застревающих и пролетающих через два этажа лифтах могут рассказать жители практически каждой саратовской многоэтажки. К примеру, в Ленинском районе одна девятиэтажка давно пользуется недоброй славой, и жильцы все чаще предпочитают подниматься пешком по лестнице. В том числе и мамы с колясками. В кабине может погаснуть свет, двери открываются и закрываются произвольно, кабина часто застревает между этажами и приходится по часу ожидать в духоте и замкнутом пространстве специалиста. Жители неоднократно обращались в ТСЖ с просьбой заменить лифт или хотя бы его нормально отремонтировать, но сотрудники управляющей компании показывают жильцам документы, согласно которым лифт числится полностью исправным.

Саратовские правозащитники считают, что в нынешней ситуации горожанам нужно перестать надеяться на чиновников, контролирующие, проверяющие органы, а рассчитывать только на себя. Повышать правовую грамотность и добиваться от управляющих компаний безопасных лифтов.

Дело здесь даже не в возникшем правовом вакууме, а в том, что жильцам все равно, сколько лет работает их лифт, когда у него заканчивается срок эксплуатации, - считает Александр Журбин, председатель Саратовской общественной организации "Щит потребителя". – Спросите у своего соседа: он знает, сколько лет работает лифт в вашем подъезде, когда он последний раз ремонтировался? Каждый жилец должен не просто позвонить в свое ТСЖ или ЖСК и спросить: "сколько служит наш лифт?" а прийти и посмотреть документацию, где будет указана дата последнего ремонта и прочее. Каждый имеет на это право. Что же касается правового вакуума, то Ростехнадзор только штрафовал нарушителей, но дело ведь не только в том, чтобы наложить штрафные санкции, а в том, чтобы поддерживать лифт в надлежащем состоянии. И жильцы могут этого добиться от своей управляющей компании, если конечно, захотят. И тогда мы не будем бояться заходить в кабину лифта, и временное снятие контрольных функций с проверяющей организации нас так же не будет пугать.

Перетасовывая законы и регламенты чиновники, видимо забыли об одном: лифт – это "транспортное" средство, которое за день перевозит больше пассажиров, чем все виды общественного транспорта, вместе взятые. Но почему-то вместо того, чтобы ужесточить контроль над этой отраслью и решать проблему с заменой устаревших лифтов на новые, власти предпочитают играть в непонятные игры со страхованием и передачей контрольных функций.