Культура

"Железный человек 3". Заметки киномана

  • 09:44, 6 мая 2013

В этот раз Тони Старк (Роберт Дауни-младший, "Мстители", "Шерлок Холмс", "Железный человек 2") страдает от посттравматического синдрома после истории с инопланетянами и скандинавскими богами из фильма "Мстители": он не спит, у него панические атаки, и он делает свои костюмы быстрее, чем иные пекут блины.

Тем временем в мире появляется новый злодейский злодей восточной наружности по имени Мандарин (Бен Кингсли, "Принц Персии: пески времени", "Хранитель времени"). Он прерывает показы рекламы по телевизору (Вот злодей!), чтобы рассказать, кого он еще успел взорвать и убить. Причем, взрывает он так, что все криминалисты в шоке, – от его бомб не остается никаких фрагментов.

Но Тони Старку не до того. Ему плохо, и он паяет костюмы. Так бы и остался мир беззащитным (пока супергерой из какой-нибудь другой сказки не занялся проблемой), но во взрыве в супермаркете сильно пострадал Хэппи, его бывший телохранитель, а теперь начальник Службы безопасности в "Старк Индастриз". И Тони Старк публично обещает Мандарину показать, где раки зимуют, и адрес своего особняка в Малибу дает. Видимо, чтобы тот зашел посмотреть на раков. Но Мандарин не заходит, он посылает вертолеты разнести дом по камушкам. Железный человек, конечно, спасается, но костюм уносит его в заснеженный Теннеси, куда он с утра собирался – расследовать первый из загадочных взрывов.

Во время крушения дома также спасаются многострадальная девушка Железного человека Пеппер (Гвинет Пелтроу, "Железный человек", "Мстители", "Влюбленный Шекспир") и его бывшая любовница, которая еще в начале фильма разрабатывала препарат "Экстремис", усиливающий регенерацию клеток настолько, что у инвалидов отрастали поврежденные конечности. Как она и ее препарат замешаны в этой истории, и предстоит узнать Старку. И заодно выяснить, чего он стоит без костюма.

Джон Фавро, режиссер предыдущих двух фильмов франшизы, в этот раз передал бразды правления Шейну Блэку ("Поцелуй навылет", "Смертельное оружие"), который потрудился и над сценарием. И такая смена заметна и, в то же время, неощутима. Невероятное обилие спецэффектов, взрывов, драк кого угодно с кем угодно и все вообразимые и невообразимые виды экшна для фильмов по комиксам становятся уже законом жанра. Но в этом фильме сценарист и режиссер в одном флаконе просто не дает зрителям секундной передышки – драка следует за дракой, или герои ругаются, или злодеи злодействуют, или еще что-нибудь буйное происходит.

В первом и втором "Железном человеке" использовался такой подход – не дать зрителю глаз отвести и смс-ки проверить, но теперь создатели, кажется, слегка перебрали. Прямо так и представляется, как они сидят и радуются тому, как хорошо у них получается играть на зрительских нервах и ожиданиях: мол, вы думали Тони Старку уже плохо? Нееет! Вот через два кадра ему станет по-настоящему плохо! А потом еще хуже! Вы думали, это уже злодей? Нееет! Вот в следующей сцене будет злодей!

И актерам приходится рисовать своих персонажей крупными мазками, иначе их на фоне Железного человека будет просто незаметно. Зато уж Тони Старк в фильме традиционно остроумен, очарователен, трогателен и, вообще, как все-таки приятно посмотреть на мужчину, который умеет делать вещи руками! Такого бы домой гвозди забивать! А как здорово было бы летать на работу в костюме Железного человека!

Смотреть на это и другие технологические новшества лучше все-таки в кино. Хотя, возможно, фильм больше подойдет мужской аудитории. Глядишь, кто-нибудь вдохновится и что-нибудь изобретет.