Экономика

Новая волна льготного автокредитования. На более выгодных условиях

  • 13:27, 24 июня 2013

"Наши предложения по программе поддержал председатель правительства. Готовность принять в ней участие подтвердили ведущие российские банки", - подчеркнул он.

Аналогичная антикризисная программа в стране действовала с 2009 по 2012 год. Государство субсидировало банкам величину процентной ставки, а они выдавали населению дешевые кредиты. В итоге к концу 2011 года было выдано 263 тысячи кредитов против ожидаемых 200 тысяч. Россия заняла второе в Европе место по количеству проданных новых машин - 2,5 миллиона.

Требований для "льготников" было несколько - предоплата не менее 15 процентов от стоимости машины, цена покупаемого автомобиля не выше 600 тысяч рублей, срок погашения кредита - 2,5 года. На выбор было представлено 56 моделей авто, производимых на территории России и утвержденных Минпромторгом.

На этот раз условия предоставления кредитов более выгодные. Если размер скидки по кредитному договору по-прежнему будет составлять 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а срок кредитного договора - до 36 месяцев, то важным отличием станет максимальная цена автомобилей, подпадающих под программу. По словам Дениса Мантурова, с учетом инфляции и обновления модельного ряда автомобилей ее предлагается увеличить с 600 до 700 тысяч рублей, то есть на 100 тысяч рублей. Плюс по льготе можно будет купить как отечественные авто, так и недорогие новые иномарки. А это сегодня около 14 процентов продаж в данном ценовом сегменте. Минимальный первоначальный взнос, который должны будут внести граждане, пока не утвержден, как и названия моделей автомобилей, а также банков, участвующих в программе кредитования. В прошлый раз таких банков было 114.

Эксперты с оптимизмом оценивают спешный шаг правительства. "Затягивать с началом программы - значит, каждый день терять", - говорит исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов, напоминая 2009 год, когда на "раскачку" программы было потрачено слишком много времени. "Важно вовремя остановить падение продаж, которое продолжается уже три месяца", - говорит Удалов.

Производители, по его словам, боятся сценария 2008-2009 годов, когда на складах скопились сотни "неотоваренных" машин. "АвтоВАЗ", к примеру, уже снизил выпуск более чем на 50 процентов.

По данным Минпромторга, в мае 2013 года по сравнению с маем прошлого года продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта сократились на 12 процентов. В целом же за январь-май 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года падение - четыре процента. Самыми непокупаемыми оказались бюджетные автомобили эконом-класса от 350 до 500 тысяч рублей. Их продажи в январе-мае упали на 30 процентов.

Сокращение интереса эксперт объясняет тем, что после кризиса все те, кто хотели поменять автомобиль, сделали это, а новых покупателей на рынке не появилось, так как не растет экономика. К тому же на вторичном рынке внутри страны образовалось большое число дешевых подержанных автомобилей, в том числе иномарок. "Ряд машин иностранного производства в зависимости от состояния можно купить не за 700-900 тысяч рублей, как раньше, а за 400-500 тысяч рублей", - поясняет Сергей Удалов. Поэтому покупатели ведут себя более осторожно, не спешат брать кредиты под нынешние 15-20 процентов, которые приводят к значительному удорожанию машин. "Субсидии государства банкам позволят облегчить стоимость кредитов для граждан и снизят процентные ставки в среднем до 10-11 процентов", - добавляет Удалов. По словам эксперта, многие "чувствительные" к бонусам россияне пересмотрят отношения к покупкам авто. В конце концов, новые автомобили в отличие от подержанных имеют гарантию на обслуживание и с ними меньше хлопот. Для российской экономики это плюс. "Сразу образуется длинная цепочка - растет производство машин, бензина, сбор налогов, мотивация людей больше работать, чтобы отдавать кредиты", - говорит Удалов.

Между тем Денис Мантуров озвучил прогнозы. За 18 месяцев, посчитал он, доля льготных продаж может составить до 12 процентов в общем объеме продаж и достигнуть 433 тысячи штук. Это около 208 миллиардов рублей. Чтобы возместить банкам выпадающие доходы по льготным кредитам, из федерального бюджета с 2013 по 2017 годов потребуется почти 13 миллиардов рублей. Зато сумма дополнительных налогов в бюджеты всех уровней только в 2013-2014 годах будет почти в два раза больше - 21,5 миллиарда рублей, заключил Денис Мантуров.