Власть

Григорий Остер написал для чиновников "вредные советы". "Прививки от глупости"

  • 12:52, 26 июня 2013

Каждый стихотворный пример соответствует реально существующей мошеннической схеме, которую используют в тендерах некоторые чиновники, представители госкорпораций и поставщики. Брошюра рассчитана на всех, кому "тема небезразлична", и уже вскоре может дать требуемый эффект, надеются в ОНФ.

К примеру, одно из произведений посвящено схеме, при которой до участия в аукционе допускаются только "свои" поставщики. Для остальных, кто "не учился", "не ходил по бабам", "не катался на лыжах" и "не крестил детишек" вместе с заказчиком, участие в борьбе за право получить заказ на выполнение услуг просто невозможно, отмечается в тексте.

В другом с юмором обыграно желание условного главы крупной госкорпорации приобрести роскошный рабочий автомобиль через аукцион у "своего" поставщика по завышенной цене. Если бы аукцион был честным, то цену можно было бы заметно снизить, говорится в одном из стихов, но тогда "могут не понять окружающие".

"И жена, и теща обхохочутся, навсегда к другим уйдет любовница, и друзья в Кремле забеспокоятся: потеряли, — скажут, — мы товарища. Он неизлечим. Умрет от скромности", — говорится в четверостишии.

Стихотворение проиллюстрировано карикатурой, на которой изображен представительный господин, проезжающий с мигалкой мимо Кремлевской стены в сопровождении четырех автомобилей сопровождения.

Еще одно произведение обыгрывает мошенническую схему, при которой требования к выставляемой на тендер услуге нарочно пишутся с грамматическими ошибками, чтобы в нем участвовали только "нужные" поставщики. В таком случае чиновникам предлагается передать заполнение заявки школьнику — "круглому двоечнику": "Очень помогает орфография от чужих, ненужных глаз избавиться".

В подобном стиле перечисляются и другие известные варианты махинаций: отказ от выкладывания заявки в интернет с молчаливого согласия "щедрого правительства", позднее оповещение о тендере и техзадании, чтобы "чужие" физически не успели подать заявку, использование "туманных" формулировок в заявке, чтобы нельзя было понять ее суть, и некоторые другие приемы, которыми пользуются недобросовестные поставщики и закупщики.

Сам автор "вредных советов" чиновникам Григорий Остер рассказал изданию, что писал стихотворения на примерах часто встречаемых махинаций, с которыми его познакомили специалисты Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ — занимается систематизацией информации о применяемых мошенниками схемах. — "Известия"). 

— Вредные советы стараюсь делать на все случаи жизни. Это прививки от глупости. Выросло поколение детей, для которых я писал. И, к сожалению, не все от глупости спаслись, а, став взрослыми, продолжили глупости совершать. Поэтому и пишу для взрослых, чувствую ответственность, — шутит писатель.

Сопредседатель штаба ОНФ и "Деловой России" Александр Галушка рассказал "Известиям", что вслед за сигнальным тиражом планируется массовый выпуск сборника.

— Недавно Счетная палата сообщила, что на госзакупках разворовывается около 1 трлн рублей в год. Это колоссальный масштаб! С этой заразой все средства борьбы хороши, и юмор один из них, — резюмировал Галушка.

Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский назвал идею удачной, но сомневается, что "вредные советы" заставят чиновников отказаться от коррупции.

— Отличный креатив. Григорий Остер влияет на умы россиян больше, чем "Деловая Россия". Проблему будут обсуждать в обществе, но логики чиновников публикация не нарушит, — отметил Белковский.

Глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов тоже одобрил идею, но и он полагает, что обозначенную цель с ее помощью достичь не получится.

— Можно приветствовать попытки "Народного фронта" сделать свою работу более эмоциональной. Но в России моральное порицание не помогает. Одномоментного эффекта от такой брошюры не будет, — уверен Михаил Виноградов.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, Владимир Путин поручил ОНФ взять под общественный контроль госзакупки и закупки госмонополий. Это поможет сделать расходование денег более прозрачным, подчеркнул тогда глава государства.