Общество

"Халява, ловись", или Охотники за призами

  • 09:59, 4 июля 2013

Мысль выиграть миллион, домик в деревне, автомобиль или хотя бы набор зимней резины для него от какого-нибудь достойного производителя покрышек, наверное, посещала каждого. Тем более, что и компании-производители, в погоне за постоянным покупателем регулярно организовывают дорогостоящие промо-акции.

Помнится, около 10-ти лет назад такую акцию организовал один из производителей чипсов. Кажется, необходимо было присылать коды с пачек. В надежде на денежный приз взялась за поедание этого высококалорийного и не самого полезного для желудка продукта и я. Тем более, что рекламную кампанию очень убедительно дополняли ролики с участием "победителей"-чипсоедов. Правда, гонку за призом пришлось остановить "по медицинским показаниям" - обострился гастрит. Я после этого еще долго с раздражением переключала эти рекламные ролики, давилась овсянкой и все думала: сколько же пришлось съесть чипсов тем, кто выиграл денежный приз, и какие крепкие у них должны быть желудки.

С тех пор я зареклась участвовать в каких-либо акциях, а недавно, обнаружив в одной из соцсетей специализированный форум, поняла, что поедать шоколадки в промышленных масштабах ради отдыха на Бали и запивать колой, чтобы отправиться на чемпионат по футболу, совсем не обязательно. Более того, обычный среднестатистический потребитель, если он не является победителем турниров на самый объемный желудок, вряд ли одержит победу в схватке с теми, кто, может быть, эту самую колу никогда и не пробовали. Чтобы прислать самое большое количество кодов от крышечек, конфетных фантиков, упаковок от сушеных кальмаров или жевачек одни –те, кто идет честным путем – переходят на "сладкую" диету, а другим только стоит кинуть клич в форуме: меняю сигаретные пачки на крышечки от пива – и вот уже летят эти крышечки со всех концов России. Обмен, выкуп, а может быть даже и воровство – наверное, профессиональные призоловы не перед чем не остановятся в битве за "халяву".

В последнее время, когда все больше и больше конкурсов уходит в интернет, собирать упаковочный материал стало совсем необязательно, и призоловы объединяются, чтобы собирать "клики". Обычно задание в подобном конкурсе выглядит следующим образом: необходимо разместить свою фотографию в том или ином образе, который соответствует условиям конкурса, и чтобы она набрала наибольшее количество голосов. В данном случае участники форумов, на которых зарегистрировано по несколько тысяч человек, готовых проголосовать в обмен на голос, не оставляют шансов тем, кто действительно может являться потенциальным потребителем тех или иных продуктов или услуг и на кого такой конкурс рассчитан.

"Почему это не совсем честно? Все условия конкурса соблюдены: вот фотография, вот голоса, ну а то, что у меня от этих желтопузиков изжога – здесь такого условия нет!" - вступают в перепалку участники одной из промо-акций.

"Я раньше никогда бы не подумала, что тоже буду ловить халяву, - делятся призоловы своими жизненными историями в специализированных форумах. – А как с мужем развелась, поняла, что на какие-то женские мелочи денег совсем не остается – только на ребенка и на еду, решила принять участие в конкурсах. Участвую только в тех, где можно выиграть всякие женские штучки. За 2 года на косметику больше не потратила не копейки – выигрываю себе и подругам на подарки еще остается".

В общем, существует это новомодное увлечение уже более 10-ти лет. Маркетологи признаются, что пока не нашли от него противоядия. "Я сам интересовался этим… как бы помягче выразиться… явлением, посещал съезд маркетологов, где говорили о проблемах промохантинга. Маркетологи пытаются найти способ обезопасить промо-акции от таких вот недобросовестных потребителей. Ведь промо-акция с призами – дело довольно дорогостоящее, это не то, что нанять промоутера и листовки на проспекте раздавать в течение трех часов. Однако, если честно, эффективного способа борьбы пока не изобретено, на мой взгляд. Да, в промо-акциях начали наиболее четко прописывать условия проведения таких конкурсов и лотерей, да, если речь идет об интернет-акциях, исключается участие в голосовании так называемых "ботов", но и все же, как я заметил, не всегда конкурс, задача которого – добиться расположения потенциальных потребителей продукта, которые должны его покупать – достигается. Хотя, как рассказывали более опытные московские коллеги, некоторых призоловов они знают в лицо и даже создают черные списки таких участников акций", – рассказал маркетолог Роман Павлюк.

Он замечает, что неоднократно пытался общаться с призоловами на специализированных форумах, чтобы понять, что еще, кроме получения выигрыша, ими движет, но уточнил, что выйти на профессиональных промохантеров, кто выигрывает весьма серьезные призы вроде автомобилей и туристических путешествий, ему не удалось – "они достаточно закрыты" , а призоловы "средней руки" все больше говорят о невысоком заработке, который, якобы, и толкает их на это. "Некоторые говорят, что участвуют только в тех конкурсах, где есть вещь, которая им нужна – велосипед, мясорубка, набор для йоги и т.д. Многие говорят: сначала попробовали, а потом втянулись – появился спортивный интерес", - уточняет маркетолог.

У психологов свое мнение на этот счет: "Сдается, такое увлечение могло бы появиться именно в России – наши люди любят халяву и желают всеми возможными способами избежать того, чтобы платить за что-то деньги или хотя бы как следует напрячься. Это можно проследить, начиная со студентов, которые, вместо того, чтобы зубрить учебники, кричат в окно "Халява, ловись", и заканчивая такими вот призоловами".