Культура

"Гравитация". Заметки киномана

  • 12:09, 7 октября 2013

Главная цель очередной экспедиции американских астронавтов — установка специального оборудования за пределами космического аппарата. Операцией занимается сам разработчик, доктор Райан Стоун (Сандра Баллок). Космонавту-новичку помогает опытный специалист, лейтенант Мэт Ковальски (Джордж Клуни). Он шутит, балагурит и откровенно "подкатывает" к доктору, которая вот-вот лишится чувств от перегрузок в открытом космосе.

Веселое расположение духа не покидает его даже когда их станция попадает под обстрел обломков разрушевшегося русского корабля. Из всех находившихся на борту выжили только Стоун и Ковальски. У них есть ровно полтора часа, чтобы успеть добраться до МКС, к тому же, у Стоун кончается запас кислорода. В эфире их трое: он, она и пропадающий голос из Хьюстона.

Когда градус драматизма уже зашкаливает, выясняется, что выжить из них двоих может только один. Ковальски, как истинный джентльмен, естественно, жертвует собой.

С этого момента картина превращается в бенефис Сандры Баллок. Режиссер словно погружает зрителя в скафандр к героине. Камера, читай, взгляд нервно дергается из стороны в сторону. Редкие реплики перемежаются долгими минутами, в течении которых слышишь лишь прерывистое дыхание несчастного доктора.

Пару раз Баллок разоблачается до нижнего белья и, к чести, 50-летней обладательницы "Оскара" оказывается в отличной форме. Такой мужественной обаятельной даме грех не сопереживать, особенно, когда она плачет, а слезинки в отсутствии гравитации красиво разлетаются идеально круглыми каплями.

Фильм длится всего 90 минут, что по нынешним временам для большого голливудского фильма очень мало. Критики картины ссылаются именно на слабую сценарную линию картины, дескать, что можно ожидать от сценария, который Куарон писал вместе со своим сыном.

С другой стороны, аскетичность фильма отличает его от множества других картин, и именно благодаря не затянутому повествованию картина кажется нетривиальной. Если бы космические сцены прерывались слезливыми воспоминаниями доктора Стоун про жизнь на земле, "Гравитация" превратилась бы в очередной патриотично-спасательный фильм. А так зритель исходит лишь из того, что происходит с ней в конкретные полтора часа действа. Тут всего два варианта развития событий — или успеет или нет. Все, что было "до" по сути не имеет никакого значения.

Спецэффекты, на удивление, так же не стремятся перетянуть одеяло на себя. 3D-графика выглядит, скорее уместно реалистичной, чем фантастической. Стоит добавить, что Джеймс Кемерон, увидев "Гравитацию" на открытии Венецианского кинофестиваля назвал фильм лучшей картиной о космосе в истории кинематографа. Одному из самых успешных режиссеров современности, пожалуй, стоит доверять.