Общество

Эффективность студенческого самоуправления: тьюторы и первокурсники

  • 08:52, 22 ноября 2013

Мероприятие прошло на базе экономического факультета СГУ. Помимо саратовских студентов, участие в конференции приняли представители из Казанской, Ульяновской областей и Санкт-Петербурга.

На пленарном заседании председатель совета и аспирантов Саратовского государственного университета имени Н.Г Чернышевского Георгий Болотов отметил, что невозможно измерить важность студенческой организации: "Есть деканат, а есть студенческое самоуправление, которое действует автономно, принимает собственные решения. И это несмотря на то, что организовано оно в рамках вуза".

Председатели заседания разделили свою точку зрения с Болотовым. По словам декана экономического факультета Ольги Балаш, студент, вливаясь в активную деятельность с 1-го курса, в первую очередь, проявляет себя как будущий менеджер: "Я сама получила подобные навыки посредством самоуправления. Теперь, как видите, я декан факультета. Такого же прогресса я желаю и другим".

Однако помимо эффективности системы самоуправления есть в её развитии и свои препоны, которые необходимо устранять как можно быстрее. Для этого и проводится научно-практическая конференции, что подтвердил и кандидат экономических наук Тимур Ромашкин: "Наболевшие проблемы студенчества нужно решать сообща, ведь мы находимся в постоянном развитии, а вуз дает основу для прогресса".

Сегодня СГУ является лидером студенческого самоуправления среди всех саратовских университетов. Об одном из эффективных направлений работы рассказал в своем докладе Георгий Болотов. Он ознакомил слушателей с новым организационным явлением - "тьюторством" (в переводе с английского – "наставлять, поучать"). В 2012 году в рамках СГУ родился проект, цель которого – помочь первокурсникам максимально адаптироваться в учебной жизни. Старшекурсники, которые представлены в роли наставников, – тьюторы – берут на себя роль кураторов. Данный статус официально закреплен в университетском положении.

По словам Георгия, не каждый первокурсник имеет смелость подойти к куратору за советом: "Кураторы – люди занятые, они гораздо старше, поэтому по отношению к ним студенты в какой-то мере стеснительны. К тьюторам же можно обращаться по любому поводу, который касается студенческой жизни. Если нужно отпроситься с занятий, узнать метод сбора необходимых документов, получить путевку в санаторий-профилакторий или в лагерь "Чардым" – молодой наставник всегда будет к его услугам во всех сферах: от учебной до культурно-массовой".

В СГУ система тьюторства появилась только год назад, однако уже в декабре нынешнего года в ее рамках откроется несколько проектов. В Саратове ее применяют также в Поволжском институте управления и Юридической академии.

Участникам заседания был задан вопрос: эффективна ли тьюторская система? Все единогласно поддержали идею и высказали предложения по поводу её дальнейшего развития. Многие отметили, одним из главных плюсов тьюторства является перенимание опыта младших у старших и их взаимодействие. Особенность заключается еще и в том, что тьютор является универсальным связующим звеном между деканатом, студсоветом и учащимися. Всего в проекте приняло участие 140 человек. Планируется сотрудничество со школами тьютерства из других городов России.

Георгий отметил: "Без поддержки университета мы вряд ли бы смогли воплотить в реальность этот проект".

Участник конференции Алексей Акмаев представил доклад, в котором рассматривались проблемы и перспективы развития студенческого самоуправления на примере Института химии. Сообщение Акмаева являлось наиболее актуальным, так как в нем поднимались не только проблемы. Он предложил принципы организации самоуправления, благодаря которым эти проблемы можно решить. Например, принцип ресурсообеспеченности позволит распоряжаться денежным фондом самоуправления независимо от университета: "Обычно, деньги на нужды мероприятий проектов выделяет университет, а это проблематично. Наличие отдельного фонда у факультета будет намного эффективнее".

Всего в рамках конференции работало три секции:

1. Особенности студенческого самоуправления на современном этапе развития общества

2. Проблемы и перспективы развития студенческого самоуправления

3. Мотивация деятельности в органах студенческого самоуправления

Тема каждой была связана с тенденциями и перспективами студенческого самоуправления. Каждый доклад отличался тем, что имел практическую базу: участники полагались на собственный опыт работы в организации.