Экономика

Знак качества "Сделано в России" будет платным. Его разработают британцы

  • 12:27, 26 ноября 2013

Впрочем, участников рынка больше волнует не цена, а способность государства в лице Минпромторга возродить доверие к знаку как таковому у потребителя. На сегодняшний день на рынке насчитывается более 1 тыс. различных обозначений, характеризующих качество товара. В самом министерстве скепсис производителей не разделяют.

— С момента объявления о приеме заявок на конкурс лучшего дизайна знака качества "Сделано в России" (объявлен 11 ноября. — "Известия") от профессиональных дизайнеров и любительских студий в наш адрес поступило более сотни предложений с возможными вариантами графического изображения знака, — сообщили в ведомстве.

Объявить победителей в Минпромторге обещают уже в начале декабря. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов утверждает: конкурсом история со знаком качества не ограничится. По его словам, ведомство занято разработкой системы сертификации товаров, подтверждающих его качество, это позволит потребителю  сделать осознанный выбор  в пользу отечественных продуктов высокого качества. 

— Потребность в формировании новой системы давно назрела как среди потребителей, так и у производителей, — продолжает Евтухов. — У покупателя нет единого знака доверия, поэтому идея его создания с государственным участием поддержана крупнейшими отраслевыми объединениями.

Сама система сертификации пока не утверждена. По словам Евтухова, планируется, что она будет многоуровневой: сначала экспертизу проведут на производстве, затем товары оценят потребители. Сертификация будет платной, производители оплатят работу экспертов. Оплата будет зависеть от вида продукции, проходящей сертификацию, и ее точная сумма министерством пока не установлена. Право использовать знак "Сделано в России" предположительно будет выдаваться на 2–3 года, как это было во времена СССР, и через этот период его необходимо будет подтверждать заново.

Напомним, что в советское время товары высокого качества маркировались Государственным знаком качества СССР. Он был введен в 1967 году с целю повышения эффективности производства. Логотип знака представлял пятиконечную звезду, внутри которой имелось несложное изображение и надпись "СССР". Знак наносился на товар, упаковку, ярлыки и этикетку. Заслужить право использовать знак качества производитель должен был, пройдя соответствующую аттестацию.

— Безусловно, советский знак качества — это старший родственник современного знака, но между ними десятилетия. У нас не просто новая страна, у нас совершенно другие товары и другая система подтверждения, — объясняет Виктор Евтухов причины проведения конкурса. — Новый знак качества должен ассоциироваться с Россией, быть современным.

По информации "Известий" в разработке знака качества принимают участие представители британской школы дизайна. Участвовать в тендере согласилось около 20 студентов этого заведения.

Руководитель направления "Дизайн в интерактивной среде" Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов считает, что разработка нового лого знака качества — вопрос принципиальный. Советский знак качества был дискредитирован в 1990-е годы, и доверие к нему подорвано. С конца 1980-х годов знак присваивался бессистемно, а контроль за качеством существенно хромал.

По мнению дизайнеров, придумать новый логотип будет сложно. Изображение должно органично смотреться и на технике сегмента ВПК, и на продуктах питания, и на влажных салфетках. По словам Карпова, вероятнее всего, знак качества будет черно-белым, поскольку такое графическое изображение будет смотреться на различных товарах наиболее выразительно.

— Мы рекомендуем своим студентам поработать с современной геральдикой, а также использовать крупные образы, — делится он.

Юрист общества защиты потребителей "Общественный контроль" Алишер Захидов считает, что новый знак, если его не сделают обязательным, станет в один ряд с аналогичными, уже присутствующими на рынке. 

— От того, что разрабатывает Минпромторг, отдает скорее коммерцией, чем качеством. Вероятно, под предлогом благовидной идеи кто-то хочет сформировать и взять под свой контроль определенные денежные потоки, — полагает эксперт.

Захидов считает, что наделение товаров знаком "Сделано в России" не означает, что государство будет отвечать за дальнейшую судьбу этих товаров. По прогнозу Захидова, борьба за знак качества спровоцирует волну подделок продукции, которая получит такой статус. В качестве примера Захидов приводит ситуацию вокруг минеральной воды "Боржоми" и вина "Киндзмараули". По его словам, на доверии к известному советскому бренду заработало огромное число недобросовестных бизнесменов.