Культура

"Ёлки 3". Заметки киномана

  • 10:23, 27 декабря 2013

И отечественная франшиза "Ёлки" к первым, конечно, не относится. Третий год подряд она пытается заменить собой приевшуюся советскую классику, но воз и ныне там. Потому что реалии нашей жизни в этих "Ёлках" вроде бы знакомые и понятные, как марширующие многоэтажки из "Иронии судьбы". Только какая-то это странная "наша жизнь". Наша, да не наша.

Например, маленькая девочка Настя из второй части "Ёлок" пытается не дать маме разлучить влюбленных собак – породистую Йоко и "двортерьера" Пирата.
И для выполнения такой нарочито трогательной миссии она пытается… собрать
миллион "лайков" в "фейсбуке".

В "фейсбуке"?! Цукерберг создателям денег, что ли, заплатил? Любой ребенок
знает, что в этой стране "Одноклассники" и "Вконтакте" значительно популярнее и посещаемее. И почему адекватный взрослый человек отменит встречу с возможным бизнес-партнером в Лондоне из-за миллиона "лайков"? Ну, и главное: собачья любовь? Серьезно? Сценаристы уже настолько выдохлись, что прибегают к тяжелой "умилительной" артиллерии под названием "животные и дети"?

Клише, непонятными и неоправданными искажениями набит весь фильм, который традиционно состоит из отдельных новелл, разбитых монтажом на ещё более мелкие кусочки. Это было модно для "праздничных" картин со времен британской "Реальной любви". Но на западе уже почти наигрались в фрагментарность, а у нас все никак не научатся нормально смешивать. Историй так много, и они так резко сменяют друг друга, что от экрана нельзя глаз отвести, а то быстро станет непонятно, кто эти люди, и почему они так глупо себя ведут.

Кроме девочки Насти и хвостатых Ромео с Джульеттой, на экране мелькают Иван Ургант ("Ёлки" 1-2, "Высоцкий. Спасибо, что живой") с Сергеем Светлаковым ("Ёлки" 1-2, "Горько!") в роли бизнесмена и ветеринара соответственно. Они дружат ещё с первой части, и теперь они уже папаши, но здравого смысла им это не прибавило. Их вдвоем оставили с детьми, а они непостижимым образом попадают в психушку.

Другие сквозные персонажи – сноубордист (Александр Головин, "Ёлки" 1-2),
лыжник (Александр Домогаров-мл., "Ёлки" 1-2) и баба Маня продолжают свою клоунаду на тему "кто лучше?", теперь в армии. Гоша Куценко ("Любовь-морковь", "Мамы") в роли любвеобильного профессора и с супругой (Марией Шукшиной, "Утомленные солнцем 2", "Брежнев (ТВ)") вносят трагическую нотку своими семейными проблемами и изменами (и комическую тоже, конечно). Но душещипательнее всех (кроме собачек) – Валентин Гафт ("Гараж", "Чародеи") в роли страдающего после смерти любимой жены пенсионера. В это, по крайней мере, веришь. В отличие от оставшейся полудюжины историй, которые где-то там попрятались в сюжете.

Девушка, которая вроде как должна быть носителем очередной мысли-которая-
спасет-мир, на фоне этого буйства сливается с фоном. Как и ее идея – "бумеранг добра". Это такая мораль из серии "поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется", где в роли улыбки – добрые дела. Мысль-то неплохая, но что уж так наивно и избито?

Впрочем, этот вопрос относится к фильму в целом. И ещё хочется спросить у работников Фонда кино, который материально поддержал "Ёлки 3": это такими
проектами они пытаются поднять отечественный кинематограф? Честно? Потому
что у продюсера и режиссера Тимура Бекмамбетова ("Президент Линкольн: охотник на вампиров", "Ночной дозор", "Особо опасен") задача явно другая – стать лидером отечественного новогоднего проката. Может, ему и удастся это сделать на недельку – кино-то неплохое. Правда, и не хорошее.

Его стоит посмотреть, если вам совсем уже надоело сидеть дома и доедать салатики, а на хоббитов и мультики вас не тянет. Но лучше посмотреть ту же советскую классику дома. От нее, по крайней мере, не остается ощущения, что Новый год придумали маркетологи и рекламщики, чтобы сбыть залежавшийся майонез.