Культура

"Джек Райан: Теория хаоса". Заметки киномана

  • 10:16, 17 января 2014

Из этого вступления можно заключить, что злодей в фильме – русский. Играет его, правда, британец Кеннет Брана, который по совместительству ещё и режиссер ("Гарри Поттер и тайная комната", "Операция "Валькирия", "Тор", "Железный человек 2"). Но он – шекспировский актер (и режиссер), поэтому и суровый российский миллиардер с коварным планом разрушения экономики США в качестве мести за Родину в его исполнении обладает индивидуальностью, характером и мотивацией с оттенком какого-нибудь Яго или Макбета. Что для шпионского боевика очень неплохо. Неоригинально, но
качественно.

Этими словами можно описать весь фильм. Вообще, Джек Райан (Крис Пайн, "Стар Трек", "Стар Трек: Возмездие") – персонаж не новый. Его придумал
писатель Том Клэнси ещё в 1984 году. И с тех пор о нем вышло пять фильмов, включая этот, а сыграть его успели Харрисон Форд, Алек Болдуин и Бен Аффлек. Что же это за герой, что он заслужил такой впечатляющий подбор актеров? Ну, он этакий интеллектуальный шпион-бухгалтер, который умеет драться. Впрочем, никаких дополнительных знаний для просмотра не надо, потому что его история осовременивается и начинается сначала.

Джек Райан был в меру простым американским студентом в Британии, когда случилось 11 сентября 2001 года. И он на волне патриотизма пошел в морпехи и был отправлен в Афганистан, где спас двоих товарищей во время крушения вертолета и получил жуткую травму позвоночника. Во время длительного восстановления он знакомится с девушкой Кэти (Кира Найтли, "Анна Каренина", "Пираты Карибского моря"), которую он очень не против сделать своей женой, а также с коммандером Харпером (Кевин Костнер, "Человек из стали", "Танцующий с волками", "Телохранитель"). Тот работает на ЦРУ и всячески агитирует Джека пополнить ряды этой организации.

Как можно догадаться, тот соглашается. Только его работа не особенно похожа
на похождения агента 007, Джеймса Борна или невыполнимую миссию. Официально он работает на Уолл-стрит финансовым аналитиком и защищает страну от экономических террористов, сидя в кресле. Но когда он обнаруживает странные счета русских партнеров, ему приходится все-таки поднять пятую точку и полететь в Москву, чтобы выяснить, как там некий господин Черевин задумал обвалить доллар и устроить мировой экономический кризис (Видите, какие мы хитрющие? Вы думали, он сам начался? Нет, это все коварные русские! Муахахахаха!). А уж в златоглавой ему быстро приходится превратиться из аналитика в оперативника, и собственно шпионский триллер начинается.

Конечно, никаких велосипедов создатели фильма не изобретали. Сюжет вполне
понятен, довольно грамотно раскрыт и четко следует плану, который всегда срабатывает.

Кеннет Брана в принципе так снимает, когда не снимает Шекспира. Простенько, но со вкусом и интересными деталями. То его злодей ходит помолиться в храм Христа Спасителя под пение мужского хора, то девушка главгероя любит русскую литературу.

Причем, не популярных на западе Достоевского или Толстого, а Лермонтова! Да ещё и выдает ремарки из серии: "русский романтизм до боли безысходен!" В общем, в этом кино русские не такие простые и стереотипные, а ляпов и откровенного бреда поменьше, чем в целой куче голливудских нетленок, герои которых посетили Москву в прошлом году. Странные события и неувязки в сюжете все равно можно найти, любовь у актеров вышла какая-то совершенно невыразительная, а контекстная реклама местами раздражает, но в своем жанре это вполне себе достойный представитель. Насыщенный драками, погонями по Москве, перестрелками, всей положенной атрибутикой и с умеренным
количеством американского патриотического пафоса.

Так что если вам больше 12 и хочется отдохнуть от сладких новогодних сказок и посмотреть хороший экшн, вам сюда. Но тем, кто болезненно реагирует на изображение России в голливудских творениях, возможно, стоит всё-таки кино пропустить.