Общество

Будни телезрителя. "Ну, подключи уже" или "эфирная засуха"

  • 09:55, 7 марта 2014

Известно, что рекламные паузы перед новогодними праздниками забиты, как маршрутки в час-пик. Однако, перед встречей 2014 года колбасу и колготки, духи и майонез потеснила реклама новых телепродуктов — специальных каналов. Приятные, даже креативные ролики. С 1 по 8 января телеэфир был изрядно просеян на предмет слишком громкого смеха и яркого зрелища. Накануне произошли теракты в Волгограде и это решение телемэйкеров было воспринято зрителем совершенно адекватно.

Но с началом рабочих будней зрителям основных каналов разве что явным текстом не говорили: ребята, мы вас предупреждали. На голубых экранах был введен режим жесточайшей теледиеты. Серая скука заставила вспомнить все предложения о привлекательном дополнительном контенте. Она ныла и подгоняла - позвони и договорись о том, чтобы кроме федеральных эфирных каналов в телевизоре появились интересные передачи, киношедевры и шоу-программы. На "скудном пайке" телезрителей держали вплоть до церемонии открытия Олимпиады.

Конечно, это мое субъективное мнение. Со мной согласились такие же несчастные зрители, дома которых лишены технической возможности для обеспечения телекарнавала.

Эксперты же подтвердили - появление и активное развитие спутниковых, кабельных каналов является весьма актуальной темой для разговора.

Однако, директор ГТРК "Саратов" Дмитрий Петров не согласился с оценкой постновогоднего вещания. "Показатели замеров показывают, что у нас не наблюдалось снижения зрительского интереса с начала года, - заверил собеседник. - Более того, 9-10 января зафиксирован пик внимания зрителей к федеральным и местным новостям (15,7% аудитории). Это объяснимо — начались будни и возобновился интерес к событиям в стране и мире. Затем он снизился до 14,6% и до сих пор держится на этом уровне".

Впрочем, о том, что могло вызвать столь нелестное впечатление о качестве телеконтента, мы пообщались. "Возможно, некое ощущение низкой насыщенности контента в январе-начале февраля было вызвано, так называемой, предолимпийской паузой. Каналы не анонсировали новые проекты и не выдавали в эфир продукты с заведомо высоким рейтингом. Трансляции из Сочи гарантировали рост зрительской активности в феврале. Кстати, следует правильно понимать формулу телеанонсов. Конечно, они оживляют эфир. Но иногда обещания "смотрите скоро" не выполняются. Поясню. Допустим, я программный директор одного из крупнейших каналов и у меня линейка кинопоказов пошла вниз. К примеру, меня перебил конкурент успешным проектом. А у меня лежит в запасе "убийственный" сериал и я начинаю его раскручивать. А через неделю вижу, что мои сериальные показатели восстановились. Зачем же мне показывать его? Я приберегу сериал, поставлю его в программу в летний период, когда возможны провалы рейтингов. Это как игра в карты - если вы проигрываете, то достаете козырь, выигрываете — бережете его".

Генеральный директор "ТНТ-Саратов" Антон Комаров относит период активной рекламы дополнительного телеконтента к продвижению продукта среди операторов кабельного телевидения. "Операторы! Заключайте - договора! Абоненты,- требуйте контент у своего кабельного оператора... Крупнейшие каналы давно (уже насколько лет) ведут работу по созданию и продвижению спутниковых, ориентированных (в большей степени) и на кабельное вещание каналов. Так довольно представительно "семейство" Первого канала, право на показ операторы могут получить только в пакете (или все, или ничего)".

Каким же образом потребители телепродуктов разделились сегодня на телезрителей и абонентов? Антон Комаров говорит: "Перетекание аудитории от всех эфирных каналов в сторону нишевых кабельных происходит с момента возникновения в стране кабельного телевидения. И если 15-20 лет назад доля пользователей кабельных каналов была на уровне статистической погрешности 2-3%, то сегодня совокупная доля всех кабельных каналов больше любого эфирного, будь то ТНТ, Первый, НТВ или Россия. И цифры, в зависимости от региона уже совсем другие -15-25%. И этот процесс будет продолжаться. Это соответствует мировым тенденциям ТВ".

Группа компаний MediaLogics в результате своего исследования выяснила, что российские телезрители все чаще предпочитают специализированные и спутниковые каналы ведущим федеральным. Чтобы лучше понять структуру изменений, агентство разделило все каналы на четыре сегмента: федеральные ("Первый канал", "Россия 1", НТВ), крупные сетевые каналы (ТНТ, СТС, РЕН-ТВ), неэфирные (более 200 телеканалов) и прочие (специализированные – "ТВ3", "Ю", "2х2", "Пятый канал", "Домашний", "Перец", "Пятница", "Россия 2", "ТВ Центр", "Звезда", "Россия 24", "Россия К", "Евроньюс", "Дисней", а также региональные (10—20 каналов). Эксперты просчитали, что если в 2012 году специализированные и неэфирные каналы смотрели соответственно 30 и 9% зрителей, то в 2013 году доли увеличились до 32 и 11%. При этом доли федеральных и крупных сетевых каналов уменьшились на те же 2%. У федеральных этот показатель снизился с 42% до 40 %, у крупных сетевых - с 19% до 17 %, - указывается в отчете агентства.

Как говорится, есть над чем работать. Дмитрий Петров добавляет: "В скором времени цифровые сети будут представлять еще больший выбор, так как в Саратовской области уже включен тестовый режим цифровых каналов".

Антон Комаров поясняет: "Развитие услуг по предоставлению дополнительного контента объясняется борьбой за аудиторию. Одним каналом сегодня невозможно собрать аудиторию, которая была доступна 15 лет назад. А рекламные доходы напрямую зависят от количественных показателей, которые измеряет компания TNS Russia. Вот и происходит такая диверсификация. Это безусловно выгодно уже сегодня и будет еще более выгодно в будущем. Не смотря на то, что как и в любом бизнесе здесь присутствует риск произвести неудачный проект, проиграть в конкурентной борьбе. Например, успешно стартовавший проект "Платформа HD", через несколько лет был закрыт после того как большие игроки (тот же Первый) вышли на рынок ТВ высокой четкости".

А что же ждет людей у телевизоров из категории "Зритель"? Генеральный директор "ТНТ-Саратов" предполагает: "В сетке вещания на эфирных базовых каналах будет сосредоточен дорогой, качественно сделанный, но "ширпотреб". То есть продукция, ориентированная на мейнстрим. Это сериалы, ток-шоу типа "Пусть говорят" и пр. пр. А продукция для более требовательного зрителя будет на нишевых тематических каналах. Для примера: 5 канал начинал с заявкой на интеллектуального зрителя, но, на мой взгляд, случайно попал в 10-ку с сериалом "След" и это теперь основной продукт в сетке. Произведено уже, по моему, около 1000 серий. И это при том, что 5 канал позиционирует себя как Санкт Петербургский, то есть ориентирующийся, в первую очередь, на питерскую культурную и грамотную аудиторию... Что уж говорить об остальных".

И Дмитрий Петров уверяет, что глобальных изменений в эфирной сетке телевизионного вещания ждать не стоит. Это весьма устойчивая структура, которая "программируется" не на год и не на два.

Изменений контента не ждет и политолог Александр Пантелеев. "Здесь правила игры диктует рынок: кабельные каналы взимают за свои услуги деньги, а федеральные каналы зарабатывают деньги путем рекламы. А дороже реклама в передачах, которые произведены на потребу общества - пошлые и нелепые шоу".

Я бы из всего услышанного сделала вывод о том, что нам не стоит исключать опасности очередных периодов "эфирной засухи". "Ну подключи уже" - эта фраза станет в домах со "стационарным" телевидением все более популярной.

Кстати, в кабельном и цифровом пространстве тоже есть "белые пятна". Нет, цены вовсе не кусаются. Плата за подключение кабельного телевидения в Саратове составляет (в зависимости от оператора) от 150 рублей в месяц (29 каналов) до 250-600 рублей (92 - 220 каналов). На саратовских интернет-форумах абоненты домашнего ТВ обсуждают проблемы, которые время от времени возникают у кабельного телевидения. То из-за технических неполадок не показывает треть каналов, а у остальных резко снижается качество картинки, то оператор с завидной периодичностью "перетасовывает" телеканалы. В результате чего, абоненту приходится постоянно перенастраивать на привычную кнопку тот же Discovery или Eurosport. Ну, так зато у зрителя не остается времени скучать. Ну, а я в очередной раз обеспечу трафик моему интернет-оператору.