Культура

Балет на Собиновском фестивале. "Раймонда" собирает армию поклонников

  • 16:20, 26 мая 2014

За выбор темы всего музыкального форума стоит отдать должное худруку Собиновского Юрию Кочневу. Этой весной, когда Россия как никогда прежде ощущает себя возрожденной из пепла сверхдержавой, фестиваль полностью отдают на откуп великой русской классике. Что это было, простое совпадение или дальновидность с расчетом, наблюдатели спорят до сих пор.

Еще одна примета последних фестивалей — выбор в качестве премьерного мало известного, вернее, немейнстримного произведения. Таким образом, и просветительская миссия осуществляется исправно, и публика, в то же время, практически лишается возможности сравнивать саратовские спектакли с точно такими же постановками в других театрах.

Балет "Раймонда", например, в последний раз ставился в Саратове в далеком 1939 году. При всем этом в средневековой рыцарской легенде даже неискушенный почувствует ту самую притягательную "русскость". Произведение в конце 19 века создали композитор Александр Глазунов и балетмейстер Мариус Петипа. Бывший солист Мариинки, а ныне главный хореограф саратовского театра оперы и балета Кирилл Симонов с великими спорить не решился. В итоге хореография Петипа осталась практически неизменной.

В основе "Раймонды" незамысловатая любовная история. Юная графиня Раймонда де Дорис (Вера Шарипова) является предметом мечтаний сразу двух кавалеров — рыцаря Жана де Бриенна (Алексей Михеев) и сарацинского шейха Абдерахмана (Александр Седов). С кем будет Раймонда решается, как и положено на настоящей дуэли. Остальной спектакль состоит из сцен свиданий графини с потенциальными женихами во сне и на яву и многочисленными танцами на придворных балах. Испанский панадерос здесь сменял танец трубадуров, а "сарацины" уступали место "венграм". Одним словом, идеальный и совсем не нудный калейдоскоп для тех, кто боится заснуть на классике или впервые знакомится с балетом.

Немалая роль в успехе премьеры принадлежит питерскому художнику по костюмам Ирине Коровиной. Еще в начале подготовки "Раймонды" театр заявил о том, что не планирует тратить на постановку большую сумму. Касалось это, в том числе, и костюмов. Чаще всего в похожих случаях образы героев получаются по-унылому провинциальными, без намека на блеск и "столичность". Но Коровина каким-то чудом сумела их "снабдить" респектабельностью, присущей высшему свету.

Трудно было представить в роли Раймонды кого-то другого кроме примы Веры Шариповой. Изящная и музыкальная заслуженная артистка России стала прекрасным воплощением юной графини. Вот Раймонда танцует на балу в лимонной пачке, а вот объясняется в любви с де Бриенном уже в сине-черной и со сверкающей диадемой на голове. И везде необыкновенно женственная, и, кажется, невесомая — ну, как в такую не влюбиться. Количество сольных партий Шариповой зашкаливало, но и в самом начале спектакля, и в финальных сценах ее па были уверенно точны, а движения рук по-балетному изящными.

При всех достоинствах, не стоит мечтать о том, что новый саратовский балет войдет в золотую классику русского искусства. Но сходить на него (а, может, и ни один раз) точно стоит. Ведь старая добрая классика еще никогда не проигрывала самым креативным творческим потугам.