Магазины Duty Free страдают от экономии россиян. Операторы беспошлинных магазинов отмечают падение выручки: путешественники, в том числе из России, тратят меньше обычного. С начала 2014 года спад наблюдается во всех крупных аэропортах Европы.
Эксперты связывают сокращение спроса россиян на беспошлинные товары с ослаблением рубля: в первом квартале этого года российская валюта подешевела больше чем на 10%. Однако вице-президент Ассоциации туроператоров России Алексей Крылов считает, что есть другие причины сокращения заинтересованности российских туристов в покупках из Duty Free.
"Может быть несколько причин. Ездят примерно одни и те же, которые уже прошли тот этап, когда, увидев Duty Free, надо обязательно там что-то потратить. Вторая причина, думаю, связана с ограничениями или ужесточением политики к пьянству на бортах и самолетах. Сейчас это уже редкость. Есть еще большой поток — это парфюмерия. Сейчас это настолько доступно, цены примерно сравнялись".
По данным индикатора PSR, определяющего покупательскую способность туристов, россияне оставляют в Duty Free вчетверо больше среднестатистического покупателя. Уступают только китайцам, но и они стали тратить меньше в последнее время: юань тоже нестабилен. Самый серьезный спад показали украинские туристы. В Киеве выручка Duty Free за год сократилась почти на 50%.
Руководитель комиссии "Опора России" по развитию Duty Free и торговли на транспорте Сергей Выходцев отмечает, что зарегистрирован общий спад покупательной способности.
"Это общая ситуация, падает покупательная способность населения. Совершенно точно, что события политические тоже не вселяют в людей особого оптимизма, и люди значительно меньше тратят денег в целом, в том числе и путешествуют за рубеж. Объемы, которые они обычно тратили даже в середине-начале прошлого года, сейчас разнятся в разы".
Еще одной причиной сокращения доходов Duty Free стало заметное сокращение числа авиарейсов, отправляющихся из аэропортов Украины.