Культура

"Превосходство". Заметки киномана

  • 09:53, 11 июля 2014

Муж и жена Уилл (Джонни Депп, "Пираты Карибского моря", "Алиса в Стране Чудес") и Эвелин (Ребекка Холл, "Престиж", "Вики Кристина Барселона", "Железный человек 3") – ученые, работающие над созданием искусственного интеллекта. Идея это спорная и неоднозначная, вызывающая у нервно неуравновешенных личностей массу страхов и желание срочно спасти мир от проведения "полевых испытаний". Поэтому группа экстремистов уничтожает лаборатории, а потом стреляет в самого Уилла пулей с полонием. Это значит, что через несколько недель он умрет.

Любящая супруга в ужасе от предстоящей потери решает провести над ним эксперимент, который до этого проводили только над обезьяной, – перенести его сознание в компьютер, оцифровать его, как старую фотографию или видео. И у неё получается.

Вот только что именно получается? Это всё ещё её тихий муж-ученый или это машина, которая симулирует его личность, как гонки в компьютерной игре? И чего эта машина на самом деле хочет, когда она начинает потихоньку захватывать мир?

Сам по себе сценарий Джека Паглена неплохой. Диалоги оставляют желать лучшего, но завязка интересная и мотивацию героям можно найти. С некоторым количеством переписывания и умелым режиссером, который заставил бы Джонни Деппа отрабатывать 20 млн. гонорара, всё могло быть гораздо лучше. Не ново, но в целом интересно.

Но для этого нужен был хороший постановщик. А Пфистер – "оскароносный" оператор. Он так увлекся картинкой (красивой, кстати, не поспоришь), что забыл, что с актерами тоже надо работать. Потому что в великую любовь главных героев не верится, "химии" у них нет. И тот факт, что Депп большую часть фильма работает скринсейвером, не помогает. Ребекка Холл что-то себе играет, одинокая, как айсберг в океане, но общий ритм повествования одной хорошо сыгранной ролью не изменишь. А весь остальной актерский состав со звездами разных калибров смотрится мебелью. И ладно Пол Беттани, Кейт Мара и Киллиан Мёрфи, но чтобы сделать из Моргана Фримана мебель – это надо постараться.

Повествование провисает, персонажи никакие, логика местами прихрамывает, и всё это так холодно и бесчувственно, словно картину искусственный интеллект снимал, да не "прокачанный" с эмоциями и желаниями, как Уилл, а самый простой, как у японских роботов-собачек. Интриг, заговоров и скорости очень не хватает. Вроде и ФБР есть, да только для галочки, в экстремистах одни студенты, а жителей планеты, не имеющих американского гражданства, эта ситуация как будто вообще никак не касается.

Зато философские вопросы можно солить бочками и продавать соседним блокбастерам. Тут вам наука и прогресс, личная свобода и общественное благо, эволюция и собственно проблема искусственного интеллекта, причем, не на уровне спилберговского слезовыжимательного фильма с таким названием, а прямо чуть ли не с отсылками к Алану Тьюрингу и Джону Сёрлю. Есть и проблема Франкенштейна: создавать новые формы жизни – прерогатива бога, если он есть? Если человеку это удается, кем это его делает? Что делает человека человеком? Интеллект – это всё, или же есть что-то ещё, что-то трансцендентное? (Кстати, фильм в оригинале называется красивым многозначным термином "Трансцендентность". Но у нас, наверное, побоялись ставить на плакатах такое мудреное слово).

Это замечательно – что в высокобюджетном фильме есть, о чем подумать. Но из-за подачи богатый материал не трогает. Эту бы идею, да тому же Нолану, – вот какая мысль появляется в итоге.

Понравиться это может фанатам Джонни Деппа и любителям философии. Причем, не доморощенной и не от популярного телевидения, а серьезной, где о боге, ответе на главный вопрос жизни, Вселенной и вообще.

Вот, кстати, конец последней фразы – это из "Автостопом по галактике" Дугласа Адамса. Там искусственный интеллект 7,5 миллионов лет задавался этими вопросами и в итоге получил ответ – "42". Вот и тут вместо глубоко интересного фильма вышло "42". А жаль, потенциал-то был.