Общество

Обнаружен новый вирус. CrAssphage находится в кишечнике каждого второго человека

• 12:42, 29 июля 2014

Авторы считают, что он оказывает влияние на поведение некоторых из самых распространенных бактерий нашего желудочно-кишечного тракта. Именно такие вирусы, бактериофаги, связаны с хроническими заболеваниями. Неизвестный вирус ученые выявили, обратив внимание на одни и те же куски ДНК, длиной не более 100 тысяч оснований, присутствующие в половине всех образцов, информация о которых хранится в трех крупнейших международных базах данных, в частности, в базе проекта "Микробиом человека" Национальных институтов здоровья США (National Institute of Health’s Human Microbiome Project).

Проверив на наличие такой последовательности все директории глобальных баз данных, ученые установили, что она никогда не была описана прежде. "Нет ничего необычного в том, чтобы в поисках нового вируса найти один. Очень необычно то, что он присутствует у такого количества людей", — приводит комментарий Эдвардса BBC News. "И странно то, что он так долго скрывался от исследователей", добавляет ведущий автор публикации о CrAssphage в журнале Nature Communications.

Последовательность ДНК нового вируса позволила сразу же отнести его к бактериофагам, которые не только инфицируют бактерии, но и помогают последним оккупировать среду, в которой они оказались, поскольку переносят бактериальные гены. Кроме того, они контролируют численность бактерий, и в этом смысле Эдвардс уподобил их "волкам — санитарам леса". "Фаги — критические компоненты кишечной экосистемы, поскольку контролируют рост бактериальной популяции и обеспечивают разнообразие видов", говорит ученый.

Авторы выяснили, что CrAssphage инфицирует бактероидов (Bacteroides) один из самых распространенных родов грамотрицательных анаэробных палочковидных бактерий семейства Bacteroidaceae. Бактероиды — представители нормальной микрофлоры кишечника. В настоящее время новый вирус пытаются вырастить в лаборатории с тем, чтобы следующим шагом начать исследование того, как именно он влияет на живущие в кишечнике бактерии.